КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Прерафаэлиты

07.10.2019 | 2484 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

Светлов, И. Прерафаэлиты. –  Москва: Белый город, 2007. –  48 с.

В 1848 г. несколько молодых английских художников, студентов школы Королевской Академии искусств, объединились в своего рода братство. Они отвергали искусство Викторианской эпохи с его академизмом и подражанием образцам классики. Художники в своём творчестве обратились к традициям раннего итальянского искусства до Рафаэля. Отсюда и название  – прерафаэлиты.

Об основателях «Прерафаэлитского братства», Джоне Миллесе, Уильяме Ханте и Данте Россетти, французский критик Р. Сизеран писал: «Трио представляло единое целое. Хант обладал верой, Россетти – умением говорить, Миллес – талантом». Миллес в возрасте 11 лет поступил в Школу искусств при Королевской Академии, став самым молодым за всю её историю студентом. Россетти в возрасте 5 лет сочинил драму, а с 15 лет его произведения уже публиковались. Хант был в большей степени проповедник, чем живописец.

Прерафаэлиты «выросли» из романтизма и влияние романтизма никогда не прекращалось. В их картинах преобладали сюжеты из английских средневековых легенд, христианские темы, композиции, навеянные Данте и Шекспиром. Первые выставки работ прерафаэлитов в 1849-1850 гг. вызвали шквал критики. Художники-бунтари давали новую, необычную интерпретацию библейским сюжетам. Миллес в картине «Христос в родительском доме» под видом Святого семейства изобразил обычных простых тружеников, соединив символическую вымышленную сцену из жизни Христа с реалистичностью фигур и обстановки. Россетти в картине «Благовещение» довольно вольно трактовал традиционный для религиозной живописи сюжет. Поза Марии говорит о том, что благая весть застигла её врасплох, а в её взгляде нет радости. Художник построил драматизм сюжета на двойственной символике лилии, которая являлась в итальянском искусстве символом Богоматери и в то же время цветком, знаменующим смерть Христа. Таким образом, перед нами весть о рождении и одновременно – о смерти. Особенное возмущение викторианского зрителя вызвал облик Марии (в традиционном искусстве молящейся в момент Благовещения) и образ архангела Гавриила (отсутствием традиционных крыльев и очевидной наготой, едва скрытой одеждами).

Однако именно скандал вокруг работ прерафаэлитов изменил их дальнейшую судьбу: за них вступился знаменитый критик и историк искусства Дж. Рёскин. Он оказал поддержку художникам и помог им получить общественное признание.

Прерафаэлиты первыми в английском искусстве обратились к работе на пленэре, делая  с натуры множество этюдов. С историей картины Миллеса «Офелия» связан весьма характерный эпизод. Художнику позировала известная в кругу прерафаэлитов модель Элизабет Сиддал, ставшая впоследствии женой Россетти. Наряженная в роскошное платье, она лежала в наполненной водой ванне. Поскольку Миллес писал свою картину довольно долго, вода остыла, и натурщица тяжело заболела. Рёскин впоследствии называл «Офелию» «самым радостным английским пейзажем, населённым печалью». Удивительная чувственность и истинный трагизм органично сочетаются в ней с натуралистическим изображением цветущих берегов реки и точным следованием шекспировскому тексту. Прерафаэлиты насыщали свои произведения многочисленными символами, позволяющими в буквальном смысле «читать» их картины. Изображённые на картине «Офелия» растения в действительности не цветут в одно и то же время – здесь они играют роль символов. Ива и анютины глазки указывают на обманутую любовь, фиалки вокруг шеи героини символизируют верность, крапива означает боль, маргаритки – невинность, мак – смерть… Картина производит гипнотическое впечатление. «Офелию» можно назвать одной из самых прерафаэлитских картин.

Своеобразной «иконой» прерафаэлизма стала картина Россетти «Beata Beatrix» (Прекрасная Беатриче). Смерь жены, Элизабет Сиддал, стала личной и творческой трагедией художника. Россеттти сравнивает её с Беатриче, а себя – со скорбящим Данте. Художнику удалось передать тонкое состояние между чувственным и духовным, переход от жизни земной к жизни вечной.

Образ Спасителя, созданный Хантом в картине «Светоч мира», является одним из самых психологически выразительных в мировой живописи.

Художник долгое время искал по всей Англии пейзаж для своего полотна. Однажды ночью во время прогулки с фонарём Хант наткнулся на подходящую бедняцкую хижину. В течение нескольких месяцев он трудился над картиной и жил в соломенном шалаше, чтобы изучить эффекты проникающего через деревья лунного света. Местные жители, наблюдавшие Ханта каждую ночь с фонарём и этюдником, считали его сумасшедшим.

Можно говорить об определённом тематическом единстве прерафаэлитов, их интересе к литературным источникам и средневековым сюжетам. Но в манере письма, в способе интерпретации, в художественном стиле они были разными художниками со своим видением и пониманием мира. Поэтому не удивительно, что просуществовав 4 года, в 1853 г. «Прерафаэлитское братство» распалось. Но движение прерафаэлитов на этом не завершилось, каждый из них пошёл своим путём.

Всем, кто интересуется историей живописи, мы рекомендуем к прочтению великолепно оформленный альбом «Прерафаэлиты», поскольку именно они стояли у истоков того переворота, который в конце концов привёл к современному искусству.

Русский