Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.
Обоймина, Е. Н. Полеты любви. Балерины русской сцены / Елена Обоймина, Ольга Татькова. - М.: Эксмо, 2007. - 478 с. : ил. - (Любовь замечательных людей).
Поэты восхищались их божественным танцем, художники стремились запечатлеть на своих полотнах, композиторы писали для них музыку. Но в жизни этих женщин были не только овации и цветы от поклонников. Нелёгкий труд в репетиционном зале, слёзы за кулисами, горечь утрат и, конечно же, любовь. Порой одна-единственная, одарившая своим теплом душу неземной сильфиды. В книге Елены Обойминой и Ольги Татьковой вы найдёте истории жизни 25 самых известных и неподражаемых танцовщиц, царивших на русской балетной сцене в разное время. Вот несколько из них.
В январе 1809 года в петербургском эрмитажном театре состоялась премьера «эротического» балета «Амур и Психея» с хореографией Шарля Дидло. Дидло – француз по происхождению, стоял у истоков неповторимого искусства, в дальнейшем покорившего мир под именем русского балета. «Все в восторге, - отмечал современник после премьеры «Амура и Психеи». – Выше этого никто и ничего ещё не создавал». Подлинной жемчужиной этого балета стала юная ученица Дидло Мария Данилова. Роль Психеи, казалось, была создана нарочно для неё. «Воздушная лёгкость танцев олицетворяла в ней эфемерную жрицу Терпсихоры, - восхищался биограф. – Особенно очаровательна она была в ролях нежных, где любовь могла выказываться во всех её изменениях».
К сожалению, жизнь балерины оказалась необычайно короткой - всего лишь 17 лет. Говорили, о несчастной любви: будто бедная девушка всерьёз увлеклась знаменитым танцовщиком Луи Дюпором, а он, пообещав любить её вечно, обманул и бросил. Петербургская публика была ошеломлена французским танцором, который в три прыжка перелетал огромную сцену Большого Камерного театра. Виртуоз диктовал дирекции императорских театров фантастические условия. Его годовое вознаграждение в 10 раз превосходило заработок Дидло. Партнёрш для себя Дюпор избирал сам. Его взор остановился на хрупкой, изящной Машеньке Даниловой. Современники считали её красавицей. Возможно, Маша и впрямь не осталась равнодушна к искусству и обаянию заезжего артиста.
Впрочем, существует и другая версия ранней смерти балерины. На одной из репетиций «Амура и Психеи», на крюке, прикреплённом к корсету, танцовщицу подняли к софитам, имитируя полёт. Затем её должны были опустить на большой скорости, чтобы создать иллюзию падения. Но в машине что-то заклинило, и Машу, висевшую в воздухе, сильно тряхнуло. Почти бесчувственную танцовщицу спустили вниз. Потом она признавалась подругам: в ту минуту у неё появилось чувство, будто что-то порвалось внутри. Сбой в работе машины приписывали проискам завистницы – некой французской танцовщицы. Нелёгкий труд балерины окончательно подорвал её здоровье. Петербургские театралы с сожалением вздыхали: у Даниловой развилась чахотка! Балет «Амур и Психея», в котором блистала Машенька, пережил её лишь на месяц. Во время пожара, случившегося в театре, сгорели драгоценные декорации и костюмы. Возрождение спектакля стало невозможным.
Прошло сто лет, и вначале XX века на петербургской сцене появилась однофамилица Машеньки – Александра Данилова. Если жизнь Маши Даниловой кометой промчалась по небосводу балетного мира, то карьера Александры Даниловой была долгой и успешной.
«Когда я появилась на свет, мой родной город назывался Санкт-Петербург. Во время учёбы в школе он стал Петроградом. В 1924 году, когда я покинула Россию, он именовался Ленинградом», - так писала Данилова в воспоминаниях. В детстве она рано потеряла родителей и попала под опеку родственников, вовремя заметивших её дарование. В Петербургском театральном училище миловидная Шурочка Данилова выступала на сцене Мариинского театра. Она с энтузиазмом участвовала в экспериментальных постановках Георгия Баланчивадзе, восхищаясь работами молодого хореографа.
В 1924 году несколько артистов вместе с Даниловой оказались на гастролях в Париже. Молодые артисты хотели «посмотреть мир» и вернуться в родной театр. Но тут их неожиданно пригласили в труппу Сергея Дягилева: Баланчивадзе в качестве балетмейстера и танцовщика, а остальных – на сольные партии. Соблазн оказался слишком велик! С лёгкой руки Сергея Дягилева, сокращавшего на французский манер сложные фамилии русских артистов, Георгий Баланчивадзе стал Джорджем Баланчиным. Баланчин создавал для Даниловой новые роли, и она появлялась во всех постановках русского балета. Танцовщица и балетмейстер соединили свои судьбы, вступив в гражданский брак. Правда их совместная жизнь была недолгой. «Я не была создана, чтобы стать матерью. Я была создана, чтобы стать танцовщицей и приносить радость людям», - объясняла Данилова. Ей много раз предлагали руку и сердце с условием, что она бросит сцену, но для неё карьера балерины стала смыслом жизни.
Однажды после спектакля Дягилев собрал свою труппу на сцене «Ковент-Гарден». Он поблагодарил артистов за успешную работу и сказал: «Я не могу поцеловать каждого из вас, я поцелую за всех вас Шуру». Поцеловав Данилову, он тепло простился со всеми. Как оказалось – навсегда: через месяц Дягилева не стало. Труппа распалась. Для Александры Даниловой наступили трудные времена. Она не имела постоянной работы, зарабатывала на жизнь, соглашаясь на случайные приглашения. Всё свободное время балерина тратила на совершенствование своего мастерства. Это принесло плоды. С 1933 года, Данилова работала в труппе «Русский балет Монте-Карло», а затем уехала в США. Там она снискала славу самой знаменитой танцовщицы своего времени. Её творческая связь с Баланчиным не прервалась. Он ставил для неё балеты, привлекал к постановочной работе, пригласил в свою школу балета в качестве преподавателя.
На страницах книги «Полёты любви. Балерины русской сцены» вы познакомитесь с судьбами Авдотьи Истоминой, Марии Тальони, Фанни Эльслер, Матильды Кшесинской, Ольги Спесивцевой, Натальи Дудинской и многих других артисток русского балета.
- 2487 просмотров