Книжный вернисаж: Покушение на Искусство

05.04.2018 | 176 просмотра(ов)

Козлов, Григорий.
Покушение на Искусство [Текст] : арт-детектив / Григорий Козлов. - М.: Слово, 2009. - 558, [1] с. : ил.

Глядя на картины, представленные в музейном зале, люди порой и не подозревают, что великие произведения, покинув мастерскую художника, могут прожить весьма бурную, полную страстей и приключений жизнь. Ни один художник не может предсказать, какой будет судьба его создания. Книга искусствоведа Григория Козлова посвящёна драматическим судьбам произведений искусства и написана в форме сборника с детективными историями, для разгадки каждой из которых заведено отдельное «Дело». Например «Дело № 0» расследует загадки знаменитой «Джоконды».

Люди десятилетиями спорят о том, что означает улыбка Моны Лизы, не подделка ли висит в Лувре и кто вообще изображён на портрете Леонардо? Но, пожалуй, главная загадка «Джоконды» в том, почему именно она стала самой главной картиной всех времён и народов. Что способствовало её успеху у публики? Почему ежегодно увидеть её приходят в Лувр 5,5 миллионов человек, а карикатурам и подражаниям нет числа. Выйдя из мастерской Леонардо, Мона Лиза побывала в бане короля Франциска I, в спальне первого консула Французской республики генерала Бонапарта и, наконец, утвердилась в Лувре. В 1855 году поэт Теофиль Готье, найдя в Моне Лизе свой идеал, убедил публику, что в её улыбке скрыта загадка. Но славу шедевра на все времена Мона Лиза получила лишь после того, как в 1911г. она была украдена из музея. Пустое место на стене, где висела картина, потрясло публику, и сделало для мировой славы Моны Лизы больше, чем все усилия её обожателей. Чувство невосполнимой утраты породило народную любовь.

«Дело № 2» раскрывает тайны Гентского алтаря. Если и есть на свете  «картина картин», то это именно алтарь, который хранится в небольшом бельгийском городе Генте, в готическом соборе святого Бавона. Это живописное изображение Рая, в котором соединены все положительные идеалы, выражены все оттенки счастья. И изображено это с такой убедительностью, что исчезает граница между реальностью и искусством. Кажется, ещё шаг - и ты сам окажешься в Раю. Сияющая живопись Гентского алтаря всегда ценилась как драгоценность. Как и всякое чудо, алтарь окружён тайной. Смысл его иконографической программы остаётся до конца не ясным. Книги искусствоведов, которые её пытаются толковать, походят то на предсказания Нострадамуса, то на детективы Конана Дойла. Есть теория, что Гентский алтарь – зашифрованное послание тамплиеров о том, где спрятан Святой Грааль. Ведь именно эта священная чаша написана в центре композиции. За более чем 500 лет своей жизни алтарь претерпел множество приключений: его пытались купить, уничтожить, спрятать, украсть, присвоить. Но вновь и вновь это величайшее в истории мирового искусства изображение Рая возвращалось в собор Святого Бавона, в свой рай на Земле.

Дело № 3 знакомит читателя с судьбой иконы Владимирской Богоматери. Созданная византийским мастером в конце 11 века икона, стала символом русской государственности и церкви. Это единственное произведение искусства, которое на протяжении восьми веков находилось в центре жизни целого народа и олицетворяло переломные вехи в его истории. Владимирская стала камертоном для всей русской живописи. И не удивительно, ведь в этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не просто как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом.

В декабре 1918 года в Успенский собор Московского Кремля вошла группа людей из Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи. Икону извлекли из киота, положили на канунный столик и сняли драгоценный оклад. Эксперты были поражены и встревожены увиденным: легендарная икона, воспетая в древних сказаниях, заступница, спасавшая Русь от вражеских набегов и внутренних усобиц, теперь, как и вся страна, лежала в руинах. Восемь столетий жизни, оставили неизлечимые следы на живописной поверхности иконы. Создание Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи в июне 1918 года совпало с началом Гражданской войны. Сам факт существования такой комиссии в стране, раздираемой враждой и ненавистью, был чудом, а работа искусствоведов и реставраторов – научным и человеческим подвигом, благодаря которому, сейчас, как и восемьсот лет назад, на нас взирает лик Богоматери, склонившейся над Младенцем.   

Дело № 4 называется «Супермузеи для супервласти». Великие завоеватели всегда стремились увековечить свои победы. Каждая эпоха изобретала собственную моду. Кровожадные ассирийские владыки считали лучшим памятником своим деяниям выжженные пустыни, в которые превращали царства врагов. Тимур оставлял на пути своей конницы пирамиды из черепов убитых воинов. Предприимчивые римляне изобрели триумф-парад победоносных войск, во время которого процессия пленников несла за колесницей императора захваченные сокровища и оружие. Но самым необычным памятником стал Музей музеев, созданный из награбленных сокровищ искусства. Такими музеями стали Лувр времён Наполеона, «Музей Фюрера» в Линце.

Дело № 5 посвящено, скромному голландскому художнику Ван Мегерену, возомнившему себя вторым Вермером. Освоив технику живописи великого художника, Мегерен заработал на подделках под Вермера целое состояние, посмев обмануть не только ведущих искусствоведов, но и самого Германа Геринга, купившего у него в свою коллекцию не известную до того времени картину голландского мастера.

Как было организовано одно из самых крупных ограблений XX века и как распродавались ценнейшие полотна из российских музеев? Каким образом  создавалась легенда о жизни Ван Гога и что случилось с наследием художника Марка Ротко – об этом и о многом другом вы узнаете, прочитав книгу искусствоведа Григория Козлова «Покушение на искусство».

 

Русский