КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Павловск

01.11.2020 | 1578 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.

 

Шварц, В. С. Павловск : Дворцово-парковый ансамбль XVIII-XIX веков / В. С. Шварц. – Ленинград : Искусство, 1980. – 135 с.

Павловск : Дворцово-парковый ансамбль / Авт. текста и сост. В. А. Беланина. – Ленинград : Лениздат, 1989. –  384с.

Павловск. Дворец и парк   / Текст А. М. Кучумова. – Ленинград : Аврора, 1976. – 444 с.

 

Всё мне видится Павловск холмистый,

Круглый луг, неживая вода,

Самый томный и самый тенистый,

Ведь его не забыть никогда.

(Анна Ахматова, 1915 г.)

 

Дворцово-парковый ансамбль Павловска считается выдающимся памятником русской культуры конца XVIII – начала XIX вв. «Павловское начато строить в 1777 году» – так гласит надпись на чугунной доске обелиска, установленного в память основания Павловска на берегу р. Славянки, в 27 км от Санкт-Петербурга. Он был задуман как летняя загородная резиденция для сына Екатерины II – Павла, тогда ещё великого князя.

Ансамбль был создан в сравнительно короткий срок и мастера, работавшие здесь, следовали в основном идеям одного архитектора, первого творца Павловска – Чарльза Камерона. Построенный в 1782-1786 гг. дворец состоял из главного трёхэтажного корпуса, от которого в разные стороны отходили одноэтажные галереи. В архитектуре русского классицизма трудно найти здание столь индивидуальное, столь отличное от других, как Павловский дворец. Он не похож на парадно-официальные резиденции, великолепные, но холодные. Этот дворец не господствовал над людьми, он служил им  как простое, но удобное жилище, и хотя в нём не обошлось без парадных залов, общий облик его изящный и приветливый.

Интерьеры дворца поражают благородной сдержанностью и изысканностью внутренней отделки. Одновременно со строительством дворца складывались уникальные коллекции произведений живописи и декоративно-прикладного искусства, вошедшие в его убранство. Во фрейлинской Павловского дворца находится «живая» картина Карла Ванлоо «Амур, стреляющий из лука». Это произведение неизменно привлекает внимание посетителей, так как взгляд Амура и его стрела кажутся постоянно направленными на зрителя, с какой бы стороны от картины он не находился.

Кроме дворца Ч. Камерон обустроил в Павловске дивный пейзажный парк. Не подчинять природу, а выявлять её очарование – вот  к чему стремился архитектор. Один из современников писал: «Сии угрюмые утёсы, сии пенящиеся водопады, сии бархатные луга и долины, сии мрачные, таинственные леса кажутся первоначально творениями изящной природы, но они суть дело рук человеческих».

Деятельность художника-декоратора Пьетро Гонзаго – особая страница в истории Павловска. Он преобразил огромную территорию, завершив создание садово-паркового ансамбля. Изумительным знанием законов перспективы, умелым использованием цвета и светотени  Гонзаго прекрасно добивался иллюзии объёмности. Один из современников вспоминал, как во время его пребывания в Павловске Гонзаго «установил в конце прогулочной дорожки, обрамлённой деревьями и кустарниками, громадное живописное полотно, на котором были изображены крестьяне и пасущиеся коровы». Многие посетители парка, только наткнувшись на эту декорацию, понимали, что перед ними тонкий художественный обман.

Большие испытания выпали на долю дворцово-паркового ансамбля Павловска в годы Великой Отечественной войны. С 17 сентября 1941 г. по 24 января 1944 г. он находился в зоне немецко-фашистской оккупации. Основные коллекции музея – более 7 тысяч предметов (художественная бронза, ценные картины, фарфор, уникальные образцы мебели, люстры) – были эвакуированы. Парковая скульптура была зарыта в землю в специальных футлярах, а часть экспонатов  – замурована в тайниках подвалов дворца. А. И. Зеленова (директор Павловского дворца-музея в 1941-1979 гг.) покинула Павловск в ночь с 16 на 17 сентября 1941 г., взяв с собой записи, документы по эвакуации и топографию укрытий скульптуры. Она провела в блокадном Ленинграде почти все 872 дня. Позже А. И. Зеленова вспоминала: «То, что гитлеровцы многое расхитят и изувечат, мы знали, но то, что нам довелось увидеть после изгнания фашистских захватчиков… превзошло худшие наши ожидания». Фашисты разрушили парковые павильоны, мосты, уничтожили около 100 тысяч деревьев и кустарников. При отступлении они заложили во дворце и парке сотни мин, подожгли дворец, который горел несколько дней.

Три года топтали землю Павловска фашистские захватчики. «Подвигом века» часто называют восстановление дворца в Павловске.  В течение всего периода восстановительных работ строители не переставали отмечать, что им во много раз было бы легче сделать  на пустом месте всё заново, чем в сложных поисках решать технические проблемы реставрации. И тем не менее все пошли на это ради возрождения памятника. На восстановление урона, нанесённого фашистами, понадобилось 25 лет упорного и самоотверженного труда для полного его возрождения. В 1950 г. открылся для посещения парк, а в июне 1957 г. – первые 7 залов дворца. В 1970 г. Павловский дворец был открыт в полном объёме.

На бескрайних просторах Интернета есть много сайтов, посвящённых дворцово-парковому ансамблю в Павловске. Однако ни один из них не содержит  такого большого количества уникальных фотографий, какие Вы можете увидеть в указанных альбомах.  

 

Информацию подготовила Пушкина О. Л., библиотекарь отдела литературы по искусству.

Русский