Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.
Ню: самые знаменитые шедевры / [автор текста М. Шахов; сост. А. Григорьева]. – Москва: Белый город, [200?] – 208 с., ил.
На заре существования человечества, когда большая часть энергии людей была направлена на элементарное выживание, никто особо не задумывался над тем, что обнажённое человеческое тело – это неприлично. Наоборот, первобытные мастера уже в своё время отображали, хоть и схематично, обнажённую натуру. А с развитием искусства настолько повышалось их мастерство, что учёные даже считали творения людей палеолита современными подделками. Так, один из известных казусов был связан со знаменитой пещерой Альтамира, что в Испании. Она была открыта археологом-любителем Марселино де Саутуолой, а рисунки на стенах пещеры были настолько совершенными, что на Саутуолу посыпались обвинения в фальсификации. Археолог так и не смог их опровергнуть. Лишь спустя несколько лет после его смерти были найдены и другие пещеры с замечательными рисунками, что подтвердило подлинность находки Саутуолы. Учёные отмечали, что чем совершеннее становились творения первобытных художников, тем реже они рисовали обнажённую натуру.
Книга «Ню: самые знаменитые шедевры» – это иллюстрированная энциклопедия одного из старейших стилей изобразительного искусства. «Ню» в переводе с французского означает «обнажённый». Это художественный жанр в скульптуре, живописи, фотографии и кинематографии. Испокон веков великие живописцы выбирали и рисовали модели, красота которых подобно зеркалу, отражала моду и сущность своего времени, его идеалы и понятия о гармонии. Так, в эпоху Возрождения Альберт Дюрер, создавший диптих «Адам и Ева» - первое в истории западного искусства изображение полностью обнажённой человеческой фигуры в натуральную величину, - считал прародителей человечества, сотворённых по образу и подобию Божьему, образцом эстетического совершенства. Первые люди изящны и гармоничны, черты лиц правильны, а фигуры пропорциональны. Иную ипостась красоты отражает в своих творениях великий Рубенс, глава фламандской школы живописи. На своей картине «Три грации» он оживил на полотне трёх богинь греческой мифологии, воплощающих доброе и вечно юное начало жизни. Женщины Рубенса полны энергии, их фигуры напоминают созревшие плоды, символизируют время расцвета и сбора урожая.
Многие из картин великих мастеров можно смело назвать гимном любви – художники изображали то, что считали самым прекрасным на свете – своих возлюбленных. Пьер Огюст Ренуар, создавая свой идеал женской красоты, не искал своих моделей среди утончённых дам из аристократического общества. На картине «Купальщицы» в виде самой очаровательной девушки он нарисовал будущую жену Алин Шариго, а для картины «Купальщицы с собачкой» позировала его подруга и модель Лиз Трео. Французский художник-импрессионист Поль Гоген в своей работе «Дух мёртвых бодрствует» изобразил жену-таитянку Техуру. Тема картины – необычное для европейца восприятие людьми племени маори потустороннего мира. Уже два столетия знатоки живописи пытаются выяснить, кого изобразил Франсиско Гойя на полотне «Маха обнажённая» - безымянную простолюдинку или же светскую красавицу, свою возлюбленную, герцогиню Каэтану де Альба?
Рассматривая великие полотна, ещё раз убеждаешься в том, что русские женщины – одни из самых красивых на свете, ведь они вдохновляли многих прославленных зарубежных художников. Так модель и друг Анри Матисса – Лидия Делекторская, позировала для его знаменитой картины «Танец», а великой любовью и музой Сальвадора Дали была представленная на его картинах в образах Богоматери и Венеры – Елена-Гала (Елена Дмитриевна Дьяконова).
Какое место в искусстве занимало изображение обнажённой натуры на протяжении истории человечества, как мастера разных эпох видели и трактовали в разнообразных стилях и сюжетах понятие обнажённой красоты – всё это является содержанием прекрасно иллюстрированного альбома «Ню: самые знаменитые шедевры», выпущенного в издательстве «Белый город».
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, заведующей отделом литературы по искусству.
- 1567 просмотров