КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Нижегородский художественный музей

21.10.2020 | 1380 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.

 

Горьковский государственный художественный музей. – Ленинград: Художник РСФСР, 1986 – 223с., ил.

Нижегородский художественный музей  - один из старейших в России общедоступных музеев. Мысль о её создании возникла в восьмидесятые годы XIX века. По инициативе профессора Академии художеств Н. А. Кошелева и художника А. А. Карелина при поддержке  местной интеллигенции было решено возродить просветительские традиции А. В. Ступина, открывшего в 1812 году в Арзамасе первую в России частную художественную школу. Организацию музея ускорила состоявшаяся в 1896 году в Нижнем Новгороде Всероссийская художественно-промышленная выставка. Нижегородский городской художественный музей был открыт 25 июня 1896 года. Одними из первых музей посетила императорская чета — Николай II и Александра Федоровна.

Собрание музея включает в себя произведения как отечественного, так и зарубежного искусства.

В состав собрания древнерусского искусства музея входит несколько частных коллекций. Одним из собирателей икон, рукописных и старопечатных книг был купец-хлеботорговец Григорий Прянишников (1845–1915). Биографических сведений о нём сохранилось немного. Известно, что в 1893 году Прянишников принимал участие в торжествах по случаю коронации Николая II в составе делегации нижегородских купцов и был попечителем Городецкой старообрядческой часовни, сооружённой ещё в 1771 году по повелению императрицы Екатерины II. Как отмечали современники, «он чрез меру был любопытен и был замечательным знатоком в иконописи и других вещах». Главным делом его жизни стал музей в селе Городце. Городец был крупным центром старообрядчества. Из разных концов России сюда попадали иконы, лучшие из которых оседали у коллекционеров. Но коллекция Прянишникова была поистине уникальной. В купеческом доме для неё была выделена специальная комната. Сейчас произведения из этого собрания можно увидеть в трёх музеях: Городецком краеведческом, Нижегородском художественном и в Третьяковской галерее. Сохранились любопытные заметки современников о купеческой рачительности Прянишникова, слывшего покупателем «из рук вон скаредным». Торговался он «самым жесточайшим образом, и продать ему вызывала только крайняя необходимость в оборотных средствах».

Гордостью музея являются произведения русских живописцев XVIII—XIX вв. и мастеров русского авангарда: Ф. С. Рокотова, К. П. Брюллова, И. Е. Репина, И. И. Левитана, В. А. Серова, М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, К. С. Малевича, В. В. Кандинского и др.
В музее представлены работы первых русских портретистов петровского времени. Среди них выполненный в духе парадной западноевропейской живописи портрет генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметева кисти Ивана Никитина, написанный уже после смерти этого сподвижника Петра I. При написании портрета автор пользовался эскизами, сделанными ещё при жизни военачальника. В Нижегородский музей портрет поступил из коллекции картин графа П. В. Шереметева в Юринском замке. В этом же собрании находился и «Портрет мальчика из семьи Шереметевых», написанный Н. И. Аргуновым, сыном знаменитого крепостного живописца.

Собрание Шереметевых, содержало произведения западноевропейской живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Одной из жемчужин коллекции была картина итальянского художника Джузеппе Мария Креспи (1665 — 1747) «Юноша с лютней». Коричневато-золотистый колорит картины оживляет единственное розовое пятно – цветок, стоящий в вазе на столе. Серебристый свет обволакивает фигуру музыканта и  придаёт произведению романтическую изысканность. Образы, созданные Креспи, стали вершиной портретной живописи своего времени благодаря умению болонского художника передавать тончайшие нюансы настроения героев его картин. Им присуща романтическая взволнованность с оттенком меланхолии и грустной иронии.

Из коллекции П. В. Шереметева происходит и портрет мальчика кисти французского художника Луи Андре Габриэля Буше, писавшего портреты августейших особ и высшей знати. Среди заказчиков художника был даже император Франции Наполеон I. Считается, что на «Портрете мальчика» изображён Ари Шеффер – один из самых молодых художников своего времени. На престижных европейских выставках его картины появились, когда юноше было пятнадцать лет. На портрете ему около двенадцати лет, и он только ещё стоит на пороге успешной карьеры художника.

Большую роль в формировании музейного собрания сыграл А. М. Горький, передавший в дар музею из личного собрания полотна Рериха, Нестерова, Кустодиева. Так Б. Кустодиев представлен одной из ранних картин «Священник и дьякон, ожидающие приема у архиерея» и написанных  в поздний период творчества «Купчихой, пьющей чай» и «Русской Венерой». Кустодиев неоднократно писал на своих картинах нижегородские пейзажи.

Впрочем, красотой волжских просторов любовались многие русские художники второй половины XIX века. С Волгой было связано начало художественного образования Василия Перова, обучавшегося в арзамасской частной школе А. В. Ступина. Сюда приезжали работать И. Шишкин, Ф. Васильев. Песенные представления народа о родине придают особую значительность пейзажным образам Алексея Саврасова. «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» он написал в один год со знаменитой картиной «Грачи прилетели». На полотне запечатлены широкие просторы Волги, обрывистые кручи ее правого берега с домиками монастырской слободы. Картина получила премию на конкурсе Общества поощрения художеств и была приобретена П. М. Третьяковым.

Сегодня собрание НГХМ насчитывает более 12 тысяч произведений отечественного и зарубежного искусства, среди которых памятники национального и мирового значения.

 

Информацию подготовила Сокольникова О.А., главный библиотекарь отдела литературы по искусству.

 

Русский