КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Музей Д’Орсе

29.11.2018 | 1999 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

Розенблюм, Р. Музей Д'Орсэ: Живопись / Предисл. Ф. Кашен. - М.: Международная книга, 1998. - 686с.: ил.

Мысль создания музея французского искусства рубежа 19-20 веков возникла в 70-х годах прошлого века. Картины этого периода теснились в небольших залах главного музея Парижа - Лувра. Идея нашла горячих сторонников в лице президентов – Жоржа Помпиду и Валери Жискар д’Эстена. На воплощение замысла в жизнь понадобилось 10 лет. Сначала решили вопрос помещения музея. Устраивать конкурс на создание архитектурного проекта не стали, а приспособили здание вокзала, которое уже собирались сносить.

В 1898 году этот вокзал был построен к открытию Всемирной выставки в Париже. Он вмещал 16 платформ, рестораны и уютный отель. Однако к 1939 году вокзал переживал период полнейшего упадка, грозящего сносом. К счастью знаменитый режиссёр Орсон Уэллс снял здесь фильм «Процесс» по роману Кафки. В 1973 году президент Франции Помпиду объявил вокзал национальным памятником, который отдавался для размещения нового музея. Работы по переоборудованию вокзала начались в 1978 году, а в 1986 г. музей открыл свои двери для посетителей. В настоящее время здесь хранится более 4000 произведений искусства: живопись, скульптура, графика, мебель. Д’Орсе расположился на левом берегу Сены, напротив Лувра.

Полностью избавить интерьеры д’Орсэ от вокзальной атмосферы не удалось. Огромный центральный неф музея, перекрытый сводами полукружий, часы над входом, толпы людей, которые курсируют взад и вперёд, поднимаясь на разные уровни галерей, - всё это напоминает о прошлом предназначении здания. К тому же в открывающейся взору величественной панораме нет никаких живописных полотен, здесь выставлена только скульптура.

Все живописные сокровища музея спрятаны в боковых нефах. Экспозиция строится по хронологическому принципу, и, знакомясь с ней, мы словно перелистываем хрестоматию по истории французской живописи, начиная со времён Второй империи (1848 год) и кончая 1914 годом. В эту эпоху каждые 10 лет одни направления в живописи сменялись другими, а Париж становился художественной Меккой мира.

Обзор живописи начинается с картин художников, представителей романтизма и академизма – Тома Кутюра, Энгра, Делакруа, хотя основные картины этих мастеров находятся в Лувре. Огромное полотно Тома Кутюра «Римляне времён упадка» господствует в обширном пространстве главного зала музея и задаёт тон всей коллекции.

Опираясь на цитату из Ювенала о том, что римляне утратили своё могущество не из-за того, что их ранее утомила война, а из-за того, что предавались пороку в дни мира, Кутюр развертывает грандиозное зрелище, сталкивая славное прошлое римской цивилизации с её растленным настоящим. Среди колонн атриума зритель видит запечатлённые в мраморе изваяния славных римлян как напоминание о ранних, более нравственных временах. У подножия этого впечатляющего театрального задника пируют их непутёвые потомки. Размышления Кутюра связаны с осознанием острых столкновений между почитаемым прошлым и шокирующе быстрыми переменами, происходившими в настоящем. Результатом этих перемен стало событие, перевернувшее течение художественной жизни не только во Франции, но и во всём мире.

В 1863 году в Париже открылась выставка, получившая название «Салон отверженных». На ней были представлены работы, отвергнутые жюри Парижского Салона и Академии художеств. Среди художников, участников выставки, были и те, которых через несколько лет назовут «импрессионистами». Великие мастера импрессионизма представляют сердцевину коллекции Д’Орсе. Их искусство понятно людям, оно излучает счастье, в нём нет ужасов жизни, мировых трагедий. От этих произведений человек заряжается оптимизмом, радостью.

Популярностью у посетителей музея пользуются картины Клода Моне. Особенно интересна серия, изображающая Руанский собор. Моне пишет портал знаменитого памятника поздней готики. Свет играет на каменном кружеве, скульптурах, отбрасывает тени, растворяет очертания здания в воздушной дымке. Этюды не повторяют друг друга. На одном собор написан в серых тонах, характерных для пасмурного дня; на другом кажется нежно-розовым, в лучах восходящего солнца; на третьем переливается звучным золотом, особенно ярким на фоне голубого неба…  Грубый камень, кажется, утратил свою материальность, формы собора потеряли чёткость и на поверхности стен торжествует и ликует свет. Моне многократно писал Руанский собор в разное время дня при различном освещении. В результате художник создал около 30 различных видов собора. В музее находится лишь пять из этих композиций.

Русский