Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.
Мир Гойи. 1746-1828. – Москва: Терра – Книжный клуб, 1998. - 292 с.: ил.
Великий испанский живописец Франсиско Хосе де Гойя, прожил жизнь, богатую событиями и авантюрными приключениями, в которых порой трудно отличить правду от вымысла. О раннем периоде жизни Гойи достоверно известно, что родился он в 1746 г. в маленьком богом забытом арагонском селении Фуэнтетодос. О жителях Арагона идёт слава как о трудолюбивых и исключительно упрямых людях, которые «могут забивать гвозди в каменную стену». Таким был и характер Гойи. Это позволило ему добиться успеха в жизни.
В молодые годы художник совершил путешествие в Италию, чтобы познакомиться с творениями Рафаэля, Микеланджело, Тициана. Не имея достаточно денег, он добирался до Рима с группой матадоров и выступал на корридах. Рассказывали, что в Италии художник-авантюрист подрабатывал акробатом. Однажды он забрался на купол собора Св. Петра и нацарапал там свои инициалы. Другая легенда повествует о том, как Гойя пытался выкрасть из монастыря монахиню, воспылав к ней страстью. Удивительно, как при такой бурной жизни художник находил время для занятий живописью.
Вернувшись на родину, Гойя женился на сестре своего учителя, обласканного властями художника Франсиско Байеу. Этот брак помог ему приблизиться к королевскому двору. Он рисовал картоны, на основе которых ткали гобелены, украшавшие дворцовые покои испанских монархов. Сюжетами для картонов служили народные забавы и любовные сценки, наполненные нехитрыми радостями жизни. Творчество Гойи становится популярным в аристократических кругах. Высокородные особы, желая заказать художнику картину, подолгу ожидали своей очереди. Обладая феноменальной работоспособностью, Гойя мог не отходить от мольберта по 10 часов в сутки, не делая перерывов. Этот счастливый период закончился, когда в возрасте 44-х лет его поразил странный недуг, едва не стоивший ему жизни. К удивлению многих Гойя пошёл на поправку, но оправившись от болезни, навсегда утратил слух.
Жизнь тем временем продолжалась, и у художника начался роман с прекрасной и взбалмошной герцогиней Каэтаной Альбой. Однажды надерзившая королеве герцогиня получила приказание покинуть двор. Она вынуждена была отправиться в своё поместье. Гойя последовал за ней. На одном из портретов рукой, украшенной кольцами с гравировкой «Альба» и «Гойя», герцогиня указывает на надпись «Только Гойя».
Вернувшись в Мадрид, художник создал серию офортов «Капричос». В графических листах ему удалось создать «портрет» Испании, какой она стала под властью бездарных и распутных правителей.
Королевская чета не заметила подвоха. Более того, Гойе было поручено написать «Портрет семьи Карла IV». Портрет переливается волшебным сиянием красок. Расшитые золотом и серебром костюмы, цветные ленты, бесчисленные ордена и украшения кажутся сложенными из драгоценных камней. Из этого царственного великолепия выступают напыщенные фигуры. Лица членов королевской семьи источают самодовольство. О персонажах этого портрета остроумный Теофиль Готье заметил, что они похожи на семейство булочника, выигравшего крупный приз в лотерею.
В жизни Гойи наступил относительно спокойный период. У него было всё – слава, богатство, влиятельные покровители, с глухотой художник тоже почти смирился. Счастье закончилось, когда французский император Наполеон Бонапарт решил завоевать Испанию.
Страна горела в пламени войны. Французские солдаты зверски расправлялись с очагами сопротивления. В эти годы Гойя принялся за работу над циклом рисунков, на основе которых была создана самая страшная серия гравюр «Бедствия войны», представляющая ужасные картины насилия и массовых убийств. По окончании войны на испанский престол взошёл король Фердинанд IV – деспотичный и не слишком дальновидный правитель. Стареющий Гойя приобрёл загородное поместье и украсил его жуткими, полными иносказаний фантастическими росписями. Изображённые на них ситуации, искажённые фигуры и лица устрашают своей противоестественностью.
Последние годы жизни Гойи прошли во Франции, куда он перебрался, опасаясь гнева короля Фердинанда, недовольного дружбой художника с его политическими оппонентами. Несмотря на преклонный возраст, глухоту и слабость, он всё ещё был полон жажды жизни, путешествовал, продолжал работать. Дни свои Гойя закончил в возрасте 82 лет в 1828 году во Франции, в городе Бордо. Там он пишет свой последний шедевр – картину «Молочница из Бордо». Над грациозным и смиренным образом девушки-простолюдинки сияет свет, её мечтательное лицо пребывает в гармонии тонов голубого и зелёного, что побудило Теофиля Готье воскликнуть: «Ренуар ещё не родился, а мастер импрессионизма уже есть». «Молочница из Бордо» стоит эпиграфом к живописи 20 века. Гойе удалось предвосхитить многие художественные открытия 19 и 20 столетий. Влияние творчества великого арагонца распространилось не только на живопись и графику, но и на литературу, драматургию, театр и кинематограф.
Информацию подготовила Сокольникова О.А., главный библиотекарь отдела литературы по искусству.
- 1767 просмотров