КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Мария Каллас

28.05.2019 | 764 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой коллекции по разным видам искусства.

Юрген Кестинг.  Мария Каллас / Пер. с нем. – М.: «Аграф», 2001. – 400с., ил.

При жизни её звали Божественная. Она обладала уникальным голосом и вокальным диапазоном. Она была великолепной драматической актрисой и играла на сцене, демонстрируя зрителям все изгибы и переливы души. А если прибавить к этому её особый облик – утончённый графический профиль, роскошные волосы, пронзительный взгляд огромных чёрных глаз, в итоге получится «оперное чудо», имя которому Мария Каллас.

Она была нелюбимым ребёнком в семье аптекаря и домохозяйки. Мать Марии жаждала мальчика вместо умершего 3-х летнего сына. Целых 4 дня она отказывалась взглянуть на свою новорождённую дочь. Смирилась только через несколько лет, узнав о необыкновенном музыкальном даре девочки, которая в 3 года зачарованно слушала записи классических произведений, в 5 начала брать уроки игры на фортепиано, в 8 – пения. В 10 лет Мария знала наизусть оперу «Кармен». Но чувствуя себя в семье на положении Золушки, она, будучи взрослой, не сможет простить своих близких и навсегда прекратит общение с ними. Главным человеком, который сыграет большую роль в творческом становлении Марии Каллас, станет её педагог, выдающаяся испанская певица Эльвира де Идальго.

Та вспоминала: «Сама мысль о том, что эта девушка хочет быть певицей, казалась смешной. Высокая, толстая, в больших очках в массивной оправе. Весь её облик был нелеп: в платье слишком длинном и бесформенном, она сидела, покусывая ногти, дожидаясь своей очереди петь. Но как только толстушка запела, голос, в котором были сила и драматизм, заставил мгновенно забыть о её толщине и нелепом наряде». Способную студентку консерватории приняли в Афинский национальный театр. И как это часто бывает в жизни, ей помог случай: заболела премьерша, и Каллас предложили выйти вместо неё. Меломаны сразу оценили сильный вокал восходящей звезды. Но её наставница Эльвира де Идальго говорила: «Если тебе удастся покорить итальянскую публику, у твоих ног будет весь мир. Италия – это пропуск к мировому успеху».

В августе 1947г. началась итальянская карьера 24-летней Марии, итогом которой стала сцена самого знаменитого оперного театра мира – Ла Скала. И далее все лучшие оперные сцены мира. И всюду успех, овации, цветы, баснословные гонорары и всемирная слава. Одна из лучших спетых и сыгранных ролей Марии Каллас (к тому времени она фантастически похудела – на 25 кг) – Виолетта в «Травиате» Верди. В этой роли певица выразила все оттенки переживаний своей героини – её боль и нежность, любовь и печаль. Все эти чувства довелось испытать и самой Марии.

На взлёте карьеры она встретила греческого миллиардера Аристотеля Онассиса. С этого момента начинается рождение Женщины и смерть Дивы. Она фактически прекратила петь и посвятила жизнь любви. Разведясь со своим мужем, итальянским бизнесменом Джованни Батиста Менеджини, Мария верила заверениям Онассиса, что всё в их жизни сложится после его развода. Но помолвка её возлюбленного с вдовой американского президента Кеннеди Жаклин стала тяжёлым ударом для Каллас. И тогда она прокляла его за всю ту боль, что он причинил ей, за вечное одиночество, на которое он обрёк её на протяжении 18 лет. И всё-таки эти годы она назовёт самыми прекрасными и самыми тяжёлыми в своей жизни. Закончились они вместе со смертью Онассиса, а для самой Марии наступили годы медленного угасания. «Ничто больше не имеет значения, потому что без него ничто не будет так, как было», - скажет она. Последние 2 года жизни она проведёт затворницей в своей роскошной парижской квартире. Когда Мария Каллас умерла, газеты писали: «Голос столетия замолчал навсегда».

Голос Марии Каллас имел почти колдовское влияние на зрителей, которые буквально впадали в экстаз. Она умела придать ему такую характерную окраску, такой специфический тембр, что забыть его было невозможно. Благодаря своей исполнительской гениальности Каллас произвела в излишне академичном мире оперы настоящий переворот. В этом смысле многие сравнивали её с Фёдором Шаляпиным: художественное потрясение происходит тогда, когда совершенно стирается грань между воплощаемым характером и исполнителем.

Итак, о жизни и творчестве величайшей певицы ХХ века Марии Каллас вы сможете познакомиться в монографии немецкого музыковеда и критика Юргена Кестинга, которая называется «Мария Каллас».

Русский