КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Лаковая миниатюра. Федоскино

16.07.2018 | 1300 просмотра(ов)

Крестовская, Н. О. Лаковая миниатюра. Федоскино. - М.: Интербук, 1995. - 142 с. - (Шедевры народного искусства России).

Отдел литературы по искусству продолжает знакомить Вас с великолепными альбомами, вышедшими в серии «Шедевры народного искусства». В книге «Лаковая миниатюра. Федоскино» рассказывается об истории одного из самых популярных видов русской лаковой живописи.

 Село Федоскино расположено в 40 километрах к северу от Москвы. В нём более 200 лет назад купец Пётр Коробов положил начало «лакирному» делу – изготовлению и росписи лакированных изделий из папье-маше. Папье-маше (в переводе с французского «жёваная бумага») по прочности не уступает твёрдым породам дерева и даже превосходит их. Несколько слоёв проклеенного картона, проваренного в льняном масле и просушенного в несколько  приёмов в горячей печи, образуют оригинальный материал, который можно пилить, шлифовать, покрывать лаками. Спрессованный картон не растрескивается и не теряет форму со временем. Но главный секрет – это, конечно, талант художника, расписавшего дивную шкатулочку.

Первоначально персонал фабрики Петра Коробова насчитывал 30 человек. На фабрике выпускали лакированные козырьки для головных уборов русской армии и табакерки. В 1824 году во владение фабрикой вступил зять Коробова – Пётр Лукутин. При нём ассортимент изделий значительно расширился. Карманные и настольные спичечницы, портсигары, наборы дорожных стаканчиков, коробки для чая и табака, портмоне, пудреницы, шкатулки и футляры самых разнообразных форм и применения – окружали человека в быту, служили украшением письменного стола или дамского столика, часто являлись желанным подарком. Федоскинские мастера первоначально пользовались готовыми гравированными картинками, которые наклеивали на крышки табакерок и коробок, покрывая затем лаком. Вскоре гравюрки стали раскрашивать, затем их заменили живописными изображениями. Художники украшали изделия тончайшей красочной миниатюрной росписью. В самом понятии «миниатюра» заключена основная особенность письма – его миниатюрность, малый размер изображаемого.

К середине XIX века сложился особый тип росписи федоскинских мастеров. В основе сюжетов миниатюр лежат сценки из крестьянского быта (лихо скачущие тройки лошадей, чаепития за самоваром, весёлые пляски), пейзаж и натюрморт, копии картин известных художников, портреты знаменитых людей, иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, фольклорные мотивы и исторические события. Изображения выполнялись в реалистической манере, мельчайшие детали тщательно прорабатывались. Федоскинская миниатюрная живопись была тесно связана с профессиональным искусством, подчинялась смене художественных стилей, реагировала на колебания моды.

Наряду с незатейливыми массовыми изделиями для широкой публики, на фабрике Лукутина изготавливались и заказные вещи, рассчитанные на состоятельное купечество и аристократию. Подобные уникальные изделия, выполненные с редким мастерством и изяществом,   составили славу лукутинским мастерам первой половины XIX века.

В 1843 году на фабрике начал работать сын Петра Лукутина Александр – человек, обладавший одновременно редкой предприимчивостью и большим художественным вкусом. При нём производство находилось на особенном подъёме, изделия экспортировались и успешно выдерживали конкуренцию на европейском рынке.  Однако потомки Александра Лукутина не проявляли интереса к семейному делу, и в 1904 году фабрика была закрыта. В 1910 году бывшие мастера фабрики Лукутина учредили «Федоскинскую трудовую артель».

Очень тяжёлыми в жизни промысла оказались революционные годы и годы гражданской войны. Производство часто простаивало из-за отсутствия сырья и материалов, готовые изделия не находили сбыта. Положение заметно изменилось в 1923 году в связи с проведением в Москве Всесоюзной выставки сельскохозяйственной и культурно-промышленной  продукции, на которой федоскинским изделиям был присуждён диплом I степени «за высокую художественную технику». В 1925 году федоскинские мастера получили диплом Парижской выставки, а в 1927 году – диплом выставки в Милане.

В годы Великой Отечественной войны творческая жизнь в Федоскине прервалась лишь на несколько месяцев. Важнейшими событиями в истории промысла в советский период были юбилейные даты в политической и культурной жизни страны, поскольку именно к ним приурочивали крупные государственные заказы. В 70-х годах XX века на фабрике была организована молодёжная творческая группа, которая искала новые формы изделий и новые сюжеты.

Знакомство с сокровищами миниатюрной живописи Федоскина, воспроизведёнными в альбоме «Лаковая миниатюра. Федоскино», позволит Вам прикоснуться к искусству поистине уникальному и национально самобытному.

Русский