КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Карл Фаберже

29.10.2019 | 2040 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

Буф Д.  Фаберже / Джон Буф. – М.: Белый город, 2008. – 191 с., ил.

В прекрасно иллюстрированном альбоме «Фаберже», автором которого является английский писатель и журналист Джон Буф, повествуется о жизни и деятельности выдающегося петербургского ювелира-художника Карла Фаберже (1846 - 1925).

Петер Карл Фаберже – сын золотых дел мастера Густава Фаберже, переселившегося с семьёй в Санкт-Петербург. Карл, обнаруживший с детства творческие способности, получил образование за границей. Начав работать в мастерской отца, он стал бесплатно помогать Эрмитажу: оценивал драгоценности, ремонтировал и реставрировал ювелирные изделия. В возрасте 24 лет он взял фирму отца в свои руки.

10 лет потребовалось Карлу, чтобы обрести собственный стиль.

И вот оно, золотое яйцо, праздничное, изящное, ставшее не только символом главного христианского праздника – Пасхи, Воскресения Христова, но и ювелирным украшением и символом дома Фаберже. Императрица Мария Фёдоровна, супруга Александра III, была так восхищена подарком, что гениальный мастер, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно. Каждому изделию следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз. За 30 лет Карл Фаберже изготовил для императорского двора более 50-ти пасхальных яиц для супруги и матери императора, для родственников императора в Англии, Дании и других странах. Покровительство царской семьи обеспечило Фаберже заказами самых состоятельных и знатных семейств России. Вскоре слава о нём облетела весь мир. Короли и герцоги, графы и маркизы, щёголи и модницы высшего света – все хотели обладать уникальными произведениями его искусства. Компания «Фаберже» изготавливала множество интересных вещей: портсигары, столовое серебро, сервизы, часы, табакерки, шкатулки, сувениры, но самыми известными стали драгоценные яйца, каждое из которых было неповторимым мировым шедевром. 

Свои изобретения Фаберже старался держать в секрете, и если модель или идею конкуренты могли «принять к сведению», то без технологических тонкостей сделать «как у Фаберже» не удавалось. Многие секреты не раскрыты до сих пор. Заслугой фирмы стало широкое использование в практике отечественных поделочных камней – самоцветов, которые прежде считались «неювелирными». Алтайские, уральские, забайкальские самоцветы смело сочетались с драгоценными металлами и камнями.

В 1899 – 1900 гг.  в центре Санкт-Петербурга возводится главное здание фирмы Фаберже. На первых этажах разместились магазины и мастерские. Остальную часть здания заняли жилые комнаты семьи Фаберже.

Необычайный успех П. К. Фаберже при жизни и тот факт, что его прекрасно помнят до настоящего времени, тогда как другие великие мастера пребывают в забвении, можно объяснить по-разному: его произведения выполнены в лучших традициях европейского прикладного искусства, он использовал лишь лучшие материалы и нанимал лучших мастеров, способных воплощать его замыслы (в 1910-х годах в фирме работало более 600 сотрудников), а решающей является одна особенность, отличающая его произведения от других, - уникальное качество, которое можно выразить одним словом – Фаберже. Всё это с головокружительной скоростью сделало фирму Фаберже самой популярной и знаменитой в России и Европе.

Но война с Японией, Первая мировая война и революция 1917 г. положили конец этому миру роскоши и привилегий. Фаберже был вынужден бежать из России. Он умер в Швейцарии, и его смерть ознаменовала конец дома Фаберже.

Обо всём этом вы сможете узнать, познакомившись с книгой Джона Буфа «Фаберже». Великолепные цветные иллюстрации, на многих из которых запечатлены шедевры Фаберже из частных зарубежных коллекций, открывают двери в мир прекрасных произведений великого мастера (это не только пасхальные яйца, но и фигурки людей, животных, прекрасные цветы, роскошные предметы быта, ювелирные украшения). Эта книга, тираж которой составил всего 3 000 экземпляров, - последний долг искусству одного из самых лучших мастеров ювелирного дела во всём мире.

Русский