КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ. Иван Яковлевич Вишняков

10.09.2018 | 2761 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству представляет рубрику «Книжный вернисаж».

Ильина, Т. В.

Иван Яковлевич Вишняков: Жизнь и творчество. – М.: Искусство, - 1979 г. - 207 с., ил.

Книга посвящена  выдающемуся и, пожалуй, одному из самых загадочных художников середины XVIII столетия Ивану Яковлевичу Вишнякову. Биографических сведений, позволяющих познакомиться с личностью художника, сохранилось немного. Родился будущий художник в 1699 году в Москве в семье «шатёрных дел мастера». В 15 лет отец отпустил его в Петербург для обучения у французского художника Луи Каравакка.

Каравакка пригласил на службу в Россию Петр I. Он трудился при императорском дворе без малого четыре десятилетия, и написал портреты многих царствующих особ и приближённых к ним подданных.

После окончания обучения Вишняков работал в «живописной команде» Канцелярии от строений. Он без устали трудился над многочисленными заказами, совмещая в себе иконописца, декоратора, монументалиста, художника-педагога, принимал участие в украшении церквей и дворцов, триумфальных ворот, коронационных торжеств. К сожалению, всё его творческое наследие, дошедшее до наших дней, это чуть более десятка портретов современников. Портрета самого Ивана Яковлевича Вишнякова не сохранилось, но представить фигуру живописца, его место в русском искусстве, можно, вглядевшись в написанные им картины.

Творческая жизнь художника пришлась на период, получивший в русской истории название «эпохи дворцовых переворотов». Началась она в смутное время после смерти Петра I и в мрачное десятилетие правления Анны Иоанновны, а закончилась перед вступлением на престол Петра III - «верноподданного прусского министра» на русском престоле. Между ними выделяется двадцатилетие, связанное с правлением дочери Петра I Елизаветы Петровны. Это время блистательного расцвета искусства стало самым плодотворным в творческой биографии мастера.

В 1742 году после коронации новая императрица возвратилась из Москвы в Петербург, подчёркивая этим актом верность всем начинаниям своего отца. Вслед за государыней в северную столицу стали перебираться и официальные учреждения. Для их приёма подготовили здание 12-ти коллегий. Вишняковым был написан портрет Елизаветы Петровны для Сенатского зала этого здания. Портрет располагался на центральной стене, олицетворяя присутствие государыни на всех заседаниях. Императрица на нём представлена стоящей у стола, где на бархатной подушке лежит держава. Мантия из золочёной парчи с горностаем спускается с плеч к подолу серого муарового платья. После страшного десятилетнего правления Анны Иоанновны русские люди надеялись, что с воцарением дочери Петра наступит конец иноземным временщикам. Художник разделял эти надежды, и Елизавету Петровну написал с особой симпатией, подчёркивая её приветливость, красоту и молодость.

В наследии мастера есть одно весьма таинственное произведение. Это портрет Анны Леопольдовны – племянницы Анны Иоанновны и матери маленького Иоанна Антоновича, которого императрица, умирая, объявила наследником престола. Регентство Анны Леопольдовны при малолетнем Иоанне VI было недолгим и бесславным: менее всего она годилась для роли правительницы. Её облик сохранили для нас воспоминания современников, которые отмечали, что в ней не было «ни красоты, ни грации, и ум её не выказал ни одного блестящего качества». Она мало говорила и никогда не смеялась. Это казалось неестественным в такой молодой особе и «происходило скорее от тупости, нежели от рассудительности». Портрет Анны Леопольдовны кисти Вишнякова был написан для украшения официального учреждения, но он совсем не подходит для этого, ведь правительница изображена на нём в домашнем одеянии. Современники отмечали пренебрежение Анны Леопольдовны к торжественным туалетам, но трудно представить, чтобы эти черты характера подчёркивались в её официальном изображении. При исследовании портрета в рентгеновских лучах выяснилось, что первоначально она была изображена с какими-то регалиями, а главное, обнимая своего сына – императора.

По повелению свыше младенца художнику пришлось записать, а вместо знаков отличия накинуть на плечи бывшей правительницы лёгкую косынку, лишив изображение торжественности. Такой приказ могла дать только новая императрица. Судьба Анны Леопольдовны и её сына печальна. Она умерла в 1746 году в ссылке в Холмогорах. Иоанна Антоновича заключили в Шлиссельбургскую крепость, где он был убит, уже в правление Екатерины II. Жизнь и смерть несчастного мальчика, осуждённого на вечную тюрьму, волнует людей и поныне. Его смышлёное большеглазое лицо едва различимо на этом не существующем, призрачном портрете.

Вишнякову замечательно удавались портреты детей. Самый знаменитый из них – портрет Сары Фермор, дочери шотландского дворянина, служившего в России. В нём соединены русские средневековые традиции и блеск формы парадного европейского искусства XVIII столетия. Облик десятилетней девочки - хрупкий и трогательный, напоминает невиданный цветок. Тонкая шея клонится, как будто ей трудно выдержать тяжесть изящной головы. Руки, похожие на стебли, бессильно лежат на широком кринолине. Они излишне длинны с точки зрения академической правильности рисунка. Но разве стебли цветка должны быть узаконенной длины? Фон портрета традиционен для парадной живописи: драпировка в тяжёлых складках, колонна, пейзаж за балюстрадой. Но есть одна подробность особенно созвучная образу девочки. Это два деревца, таких же тонких и хрупких, как сама Сара Фермор. Мир портрета, наполненный мечтательным настроением, далёк от реального XVIII века бурного и переменчивого.

С книгой Ильиной Т. В. «Иван Яковлевич Вишняков. Жизнь и творчество» можно ознакомиться в отделе литературы по искусству.

Русский