КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ. Интерьер в русском искусстве

16.05.2021 | 1217 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.

Интерьер в русском искусстве. – Москва : Искусство, 2002. – 207 с.

На страницах альбома читатель встретится с репродукциями как прославленных шедевров русских художников, так и неизвестных широким кругам зрителей. Здесь и внутренние виды храмов и дворцов, обстановка усадеб, купеческие гостиные и крестьянские избы, интерьеры городских и дачных комнат, сельских школ, а также мастерские художников.

До XVIII в. изображение интерьера в «чистом» виде в русском искусстве почти не встречается. Живописцы Древней Руси ещё не столько изображали, сколько обозначали специфику интерьера. В иконописи интерьер являлся составной частью общего иконного образа.

Родоначальником русского интерьерного жанра называют художника Алексея Венецианова. Его творчество было посвящено поискам естественной передачи света и пространства.

Расцвет интерьерной живописи произошёл в первой половине XIX в. Художникам заказывали «портреты» комнат столь же охотно, сколь и портреты их обитателей. Эти картины, зачастую выполненные неизвестными художниками, помогают нам поближе познакомиться с интереснейшими подробностями русского дворянского быта. Изображаемые живописцами интерьеры – это не только «портреты» жилища, это ещё и рассказ о его обитателях, их образе жизни. «Дух» интерьера, как и его облик определялись душою живущего в нём. Потому столь гармоничны, столь притягательны своей открытостью эти часто незамысловатые изображения. Во многих «комнатах» хочется пожить, подышать их воздухом, насладиться их светом и, конечно, заглянуть в книги, которые читают их обитатели; хочется завести с этими людьми тихую беседу, посидеть возле них в удобных креслах, дотронуться до деревянных спинок стульев и диванов, коснуться шёлковых штор и, конечно, разглядеть развешанные по стенам картины и гравюры; хочется услышать звуки «маленьких фортепьяно», стоящих у стен.

Главной отличительной чертой в изображении интерьеров в первой половине XIX в. была анфиладность расположения комнат, когда пространство одной продолжается в следующей за ней и так далее. Необходимым атрибутом интерьера было окно как источник света. Большие, хорошо освещающие комнаты окна определяют радостную доминанту полотна. Маленькие, удалённые зовут к себе, обещая свет. Боковое освещение из невидимых окон празднично оживляет интерьер, делая его обитаемым и уютным.

В середине XIX в. заметно меняется облик интерьеров в домах дворян. На смену торжественной парадности длинных анфилад комнат приходит камерная замкнутость, «уютность» отдельных помещений. Эти тенденции, связанные с изменениями самого дворянского быта, отражены в картинах интерьерного жанра.

Во второй половине XIX в. интерьер, как таковой, перестаёт интересовать художников, становясь «фоном» для нравоучительных рассказов передвижников или экскурсов в далёкое прошлое мастеров исторического жанра. Постепенное угасание интерьерного жанра вызвано было, прежде всего, умиранием главного объекта его внимания – быта русского дворянства, когда-то породившего этот жанр.

Новое возрождение жанра в творчестве художников происходит в конце XIX-начале XX вв. Новое мироощущение человека на рубеже веков вызвало к жизни новый быт, новую архитектуру, новое понимание взаимосвязи пространства и человека. Эстетика домашнего очага, поэзия спокойного, размеренного течения жизни осталась в прошлом. Интерьер становится важной содержательной частью жанрово-психологической или исторической картины.

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

Русский