КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: ИКОНА

20.10.2021 | 927 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

Аристова, В. В. Икона / Вера Аристова. – Москва: «РОСМЭН - ПРЕСС», 2002. – 95 с. (История искусства для детей)

 

Мы продолжаем знакомить вас с изданиями по истории искусства, адресованные детям. Сегодня речь пойдёт о книге старшего научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи Веры Аристовой «Икона». Иконопись – одно из самых сложных и удивительных направлений изобразительного искусства. История нашей страны немыслима без православия, а русский православный храм немыслим без иконы. Иконами называют изображения Бога, Богородицы, святых, событий священной истории, написанные по особым правилам. Слово «икона» пришло на Русь из греческого языка. В переводе греческое «эйкон» означает «образ». Иконы никогда не рассматривали как обычные картины. Они были святынями, им поклонялись, от них ждали помощи и чуда. Многое в иконах кажется загадочным, непонятным, и изображённое на них надо уметь понимать, ведь иконописцы, создавая их, обращаются к нам на языке символов. В наши дни этот язык забыт, многие его просто не знают. А когда-то даже неграмотные люди могли «читать» икону, переживать какие-то события, подражать добрым примерам. Иконами встречали рождение и смерть, ими благословляли на свадьбу и в дальний путь, освящали новый дом и посевы, иконы сопровождали войска.

Стать иконописцем мог не каждый и далеко не сразу. Мастерством овладевали постепенно. Сначала ученик помогал готовить доски для икон. Обычно они были из липы, реже – из сосны, ели или дуба. Несколько досок склеивали по бокам до нужного размера, потом делали с одной стороны углубление – ковчег, на котором писали икону. Чтобы лучше держались краски, проклеенные доски покрывались особым грунтом – левкасом, который готовили из мела или гипса и накладывали на доску несколькими слоями. Затем на грунт наносили рисунок – следуя канону, строго по образцу. Образцы копировали с рисунков опытных мастеров или с древних икон. Наконец наступал главный этап – рисунок покрывали красками. На Руси писали в основном темперой. Эту краску изготавливали из растёртых в порошок минералов (разноцветных камней) и смешивали их с желтками и хлебным квасом. Сверху изображение покрывали олифой – прогретым растительным маслом. Это защищало краски от повреждений и усиливало цвет. Чтобы подчеркнуть сияние святых образов, к иконам стали прикреплять накладные украшения – оклады. Их делали из тонких золотых или серебряных листов, искусно повторяя на чеканке очертания фигур и нимбов. Оклады переливались всеми цветами и оттенками: металлы, жемчуг, бисер, шитьё, драгоценные камни – всё создавало пышный узор и символизировало сказочную красоту Небесного Царства.

Помимо этого в книге Веры Аристовой «Икона» читатель познакомится с образами Спаса, Богоматери, Иоанна Предтечи, иконографией ангелов, русскими иконописными школами, устройством православного храма. Простым и доступным языком автор рассказывает о людях, посвятивших себя служению Богу и причисленных к лику святых.

О Серафиме Саровском она пишет: «Преподобный Серафим, живший в одиночестве в густом лесу в пяти верстах от Саровской обители, был всегда кроток и светился добротой. Когда на него напали разбойники, святой, хотя и был силён, не стал сопротивляться. Грабители покалечили его, и на всю жизнь Серафим остался сгорбленным и ходил, опираясь на посох. Всех людей старец приветствовал словами: «Радость моя, сокровище моё!» Он заранее знал мысли и чувства тех, кто к нему приходил, и никого не оставлял без ласкового слова и помощи. Пейзаж на иконе дышит той же добротой, что и лик мудрого старца. Лёгкие облака, трава и деревья окружают медленно идущего святого, и, кажется, что он хранит этот светлый и тихий мир». Итак, книга Веры Аристовой «Икона» вводит нас в возвышенный, но строго организованный мир иконы, знакомя через историю иконописи с основами христианства и законами Русской православной церкви, её великими святыми и праздниками.

 

Информация подготовлена заведующей отделом литературы по искусству И. Н. Овчинниковой.

Русский