Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.
Храм Воскресения Христова. Спас на Крови / авт. текста Л. Белецкая, В. Зеленченко. - СПб.: Иван Федоров, 2004 . - 160 с.: цв. ил. - (Великое наследие России).
Возведение церковных сооружений в честь какого-либо памятного события – древняя русская традиция. «Храм во имя Воскресения Христова на месте смертельного поранения в Бозе почившего императора Александра II» - таково каноническое наименование собора – воздвигнут там, где 1 марта 1881 г. взрывом бомбы, брошенной народовольцами, царь был смертельно ранен. Но общепринятое и более известное всем название собора – Спас на Крови.
Храм Воскресения Христова – одно из наиболее значительных созданий культовой архитектуры и монументально-декоративного искусства конца XIX - начала XX вв., но, прежде всего, это памятник Александру II. Александр II вступил на престол в 1855 г. в трудные для России времена. Получив в наследство обессиленную, фактически не имевшую боеспособной армии и флота страну, к концу своего царствования Александр II правил мощным, экономически стабильным государством, с крепкой армией и одним из лучших в мире военно-морским флотом. Именно он отменил крепостное право и провёл серьёзные реформы в нашей стране.
Россия была потрясена трагическим событием марта 1881 г. Желание увековечить память о погибшем царе охватило все слои населения. Вступивший на престол после смерти Александра II его сын, Александр III, высказал пожелание о возведении на набережной Екатерининского канала (в настоящее время – канал Грибоедова) храма-памятника. Царь пожелал, чтобы место смертельного ранения находилось «внутри самой церкви, в виде особого придела» и «чтобы храм…был построен в чисто русском вкусе XVII века». Состоялись два тура конкурса, посвящённого созданию храма. Во втором туре принял участие Альфред Александрович Парланд (1842-1919 гг.). Интересным фактом является то, что именно этот архитектор в 1874-1879 гг. создал проект основного здания в поместье В. П. Шереметева в посёлке Юрино, которое стало известно на всю страну неповторимым архитектурным комплексом.
Один из вариантов проекта храма Воскресения Христова был выполнен А. Парландом совместно с архимандритом Игнатием (И. В. Малышевым), которому принадлежало наименование собора – «Во имя светлого Воскресения Христова», а также образное решение храма в виде пятилепесткового цветка бессмертника. В этом заключался глубокий смысл утверждения христианской идеи преодоления смерти, а также ассоциативной связи искупительной жертвы Господа во имя спасения человечества с жертвенным подвигом царя-мученика. Замысел Парланда получил одобрение императора Александра III. Однако окончательный проект был утверждён лишь в 1887 г., после внесения А. Парландом ряда корректировок, значительно изменивших первоначальный облик храма.
Торжественная церемония закладки фундамента храма Воскресения Христова состоялась в октябре 1883 г. в присутствии императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. Фрагмент булыжной мостовой, которая была залита царской кровью, и звено чугунной решётки Екатерининского канала, на которое опирался умирающий император, оказались внутри храма: русло канала изменили, чтобы эта часть набережной стала частью интерьера Спаса на Крови. Возведение храма продолжалось 24 года. Торжество освящения храма Воскресения Христова состоялось 19 августа 1907 г.
В городе, построенном волей Петра по западному образцу, Храм Спаса на Крови возвращает нас к зодчеству допетровской Руси, вызывая ассоциации с московскими и ярославскими храмами XVII в. О московских образцах напоминает центральный шатёр девятиглавого храма и характерная форма четырёх глав главного объёма, воспроизводящая легкоузнаваемые признаки собора Василия Блаженного. Богатое убранство храма Спаса на Крови с характерной формой крылец, мозаикой, покрывающей стены, воссоздаёт элементы ярославских храмов. Собор кажется сказочным цветком, расцветшим на невских берегах. Белокаменный декор на общем фоне коричневато-красного кирпича выглядит затейливым красочным кружевом. Изящны многочисленные изразцы, украшающие фасады и барабан центрального купола. Впечатление нарядности храма усиливают синяя, жёлтая, белая и зелёная черепица, покрывающая шатры крылец, золочёные и эмалевые купола. Область применения эмали всегда была достаточно узкой из-за сложности производства – в основном эмаль использовалась в ювелирном деле. Поэтому решение Парланда покрыть купола храма ювелирной эмалью явилось смелым и необычным шагом.
Интерьер Спаса на Крови имеет неповторимый облик – это удивительное сочетание мозаичного и каменного убранства. Мозаики почти полностью покрывают стены и своды храма. Живописные эскизы для мозаик храма создавали В. Васнецов, М. Нестеров, А. Рябушкин и другие художники. Мозаичные иконы украшают и иконостас собора. Каменное убранство собора прекрасно дополняет мозаичное и зачастую продолжает его. Для создания уникального мраморного пола были использованы цветные итальянские мраморы, уральские яшмы, алтайский порфир и другие камни ценных пород.
В XX в. на долю храма-памятника выпало немало суровых испытаний. 22 марта 1918 г. храм Воскресения Христова и его сокровища перешли под управление Комиссариата народных имуществ Республики. Спас на Крови, как и почти все русские храмы подвергся разграблению, лишившись большей части своих богослужебных предметов. В 1934 г. было выдано разрешение на снос храма, которое планировалось осуществить в 1941 г. Собор ждала участь храма Христа Спасителя в Москве, но он избежал её: с началом Великой Отечественной войны взрывники были отправлены на фронт. В послевоенные годы храм использовали как склад декораций Малого оперного театра. Лишь в 1968 г. собор был взят под охрану государства. К этому моменту Спас на Крови был в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации. Сотни реставраторов 27 лет возрождали храм. 19 августа 1997 г. был завершён первый этап его восстановления, и музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей.
- 3469 просмотров