Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.
Бардин Г. И вот наступило потом… / Гарри Бардин. – Москва: Центр книги Рудомино, 2013. – 208с.: илл.
Центр книги Рудомино в 2013 году издал мемуары режиссёра-мультипликатора Гарри Яковлевича Бардина «И вот наступило потом…». Как пришло это название, автор рассказывает в предисловии: «Когда в компании доводилось рассказывать разные истории, которые происходили в моей жизни, мне не раз говорили: «Ну почему ты это не записываешь?!» Я отвечал: «Как-нибудь потом. Потом». Однажды мой внук Яша играл со своими игрушечными машинками. Перед ним стояли три машины: полицейская, пожарная и скорая помощь. Он, общаясь с ними, отдавал приказания: - Ты поедешь сюда! Ты потом поедешь туда! А ты потом поедешь сюда! Сделал большую паузу и добавил: - И вот наступило «потом». И я понял, что именно так будут называться мои воспоминания: «И вот наступило потом…»
Парадокс и феномен Гарри Бардина заключается в неизвестности его имени в России, при популярности созданных им картин: «Летучий корабль», «Дорожная сказка», «Брэк», «Выкрутасы», «Серый Волк энд Красная Шапочка». Несмотря на множество наград и общественное признание, имя режиссёра Бардина лучше знают за рубежом – каких только престижных международных премий не удостоены его ленты, а некоторые находятся в личных медиа-коллекциях папы Римского и патриарха русской православной церкви.
Но об этом автор упоминает вскользь. Гораздо интереснее ему рассказывать о детстве, об учёбе в школе-студии МХАТ, первых опытах в мультипликации, вспоминать смешные случаи из жизни «здесь» и за границей, куда его, еврея и беспартийного, не очень-то выпускали, даже за тем, чтобы получить очередную награду на фестивале.
Анимация – процесс долгий и штучный, один 10-минутный фильм может делаться целый год. Слово «анимация» образовано от французского «одушевление». А то, что режиссёр мультфильма способен одушевить практически любой материал, доказал в своих фильмах Гарри Яковлевич Бардин. Герои его фильмов были сделаны из спичек, проволоки, верёвок. Так в фильме «Выкрутасы», получившем на Каннском кинофестивале «Золотую пальмовую ветвь», из мотка проволоки выкручивается фигура человека. Она оживает и начинает творить. Посадив деревья в своём саду, герой строит дом, создаёт себе женщину. Вдруг на его мир покушаются внешние силы. Человек пытается охранять свой мир при помощи собаки, но и это не помогает. Тогда единственным выходом в уединённость становится забор. И, чтобы оградиться со всех сторон, персонаж, из-за нехватки материала, уничтожает всё созданное. Но и забор не способен полностью оградить его от мира, и одичавший, одинокий человек так и не достигает счастья. Чаще всего художник обращается к пластилину. Многие зрители помнят его пластилиновых боксёров в фильме «Брэк!» «Идея была незамысловатая, - пишет Бардин, - тренеры стравливают двух боксёров, но те, образумившись, понимают, что жить в мире лучше, чем драться, и укладывают в нокаут своих подстрекателей-тренеров».
После мультфильмов для взрослых Гарри Бардин снимает новогоднюю, добрую фантазию-сказку для всей семьи. «Чуча» - это няня, которую мастерит из старых вещей маленький мальчик. Он, так же как и старый хлам на чердаке, забыт родителями и обделён вниманием. Это история об одиночестве ребёнка – кукольный фильм, выполненный в классической технике объёмной анимации. Но как тут работает материал: мальчик сам создаёт центрального персонажа истории, используя старую боксёрскую грушу, подушку, ролики, которые становятся головой, телом и ногами Чучи. Эта героиня становится настолько дорога автору, что он не в силах расстаться с ней и снимает «Чучу-2» - о дружбе и взаимопомощи, и начинает создавать мультфильм «Чуча-3».
Рассказывая о своём творчестве, автор вспоминает и друзей: Э. Рязанова, А. Джигарханяна, К. Райкина, З. Гердта и многих других, говорит о непростых взаимоотношениях с коллегами, о преодолении цензурных и административных трудностей, участии в общественной деятельности, даёт бытовые зарисовки советской, постсоветской и зарубежной жизни.
Книга Гарри Бардина «И вот наступило потом…» издана небольшим тиражом. В ней вместо фотографий автора в разном возрасте использованы кадры из фильмов, из которых, как из кусочков мозаики, сложилась жизнь режиссёра, о которой он рассказывает искренне и интересно, рассказывает обо всём том, что оставило свой отпечаток в душе, повлияв на творчество, характер, мировоззрение.
- 1909 просмотров