КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: ФЁДОР ВАСИЛЬЕВ

03.05.2019 | 2127 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

Фёдор Васильев: [альбом / авт. текста Е. Матвеева]. – Москва: Белый город, [200?] – 48 c. : цв. илл.

Сегодня наш рассказ об альбоме, выпущенном в издательстве «Белый город», посвящённом жизни и творчеству одного из самых пленительных и проникновенных пейзажистов XIX в. Фёдору Александровичу Васильеву.  «Гениальный мальчик» - такое определение чаще других встречается в оценке творчества Фёдора Васильева, - подвижный, остроумный, солнечный, артистичный, необычайно обаятельный, что-то напоминающее Моцарта или молодого Пушкина. Замечательному русскому художнику судьба отпустила до обидного мало: всего 23 года жизни. Но и за это время он оставил заметный след в русском искусстве.

Родился Фёдор Васильев в 1850 г. в Гатчине, под Петербургом. Со старшей сестрой Евгенией они были незаконнорожденными детьми в семье бедного чиновника. И хотя родители, в конце концов, обвенчались, закон не позволил отцу усыновить собственных детей, что впоследствии принесло Фёдору много хлопот и переживаний. Родились ещё два брата, жизнь становилась всё тяжелее, а после смерти отца забота о семье полностью легла на плечи 15-летнего юноши. С детства Фёдор проявлял большую способность к рисованию, но о серьёзном обучении мечтать не приходилось. Единственное, что было ему доступно, это обучение в вечерней рисовальной школе Общества поощрения художников, в которой преподавали профессиональные художники. Сюда принимали и бесплатно обучали людей разных возрастов, не имевших специальной подготовки. Этой школой и закончилось систематическое образование Васильева.

Многому он учился у Ивана Шишкина, который стал для него старшим товарищем, учителем, а вскоре и родственником – мужем сестры Евгении.

Много больших и маленьких открытий было сделано талантливым, всё схватывающим на лету, юным художником, совершая вместе с Шишкиным поездку по острову Валааму, но уже тогда была в его этюдах и самостоятельность, и своеобразие. И Шишкин понимал: если ученик сохранит свой юношеский темперамент и непосредственность, из него выйдет яркий и своеобразный мастер. Так оно и случилось.

Работал Васильев очень много. Окружающих поражало, как он успевал побывать на всех выставках, вечерах, встречах с друзьями-художниками, и при этом серьёзно и вдохновенно творить. Очень уж нравилось ему то, чем возмущался его любимый писатель Гоголь, - пресловутое российское бездорожье, Богом забытые просёлки, ухабы, лесные дебри, в землю вросшие деревеньки.

Эти сюжеты уже полтора века живут в знаменитых картинах «Мокрый луг», «Болото в лесу», «Заброшенная мельница». А ещё практически во всех картинах главным аккордом, эмоциональным центром являлось необъятное небо, громады облаков разных форм.

Картины Васильева на различных выставках привлекают внимание, они стали бойко раскупаться. Появились деньги, семья вздохнула с облегчением. Этот период был не простым в жизни художника: ведь Васильев мог пойти по дороге благополучия, штамповать пейзажи с учётом вкусов богатой публики и сделаться модным, состоятельным живописцем. Но Фёдор Васильев слишком любил искусство. Где бы он ни был: в Тамбовской губернии или на Украине, в Санкт-Петербурге или на Волге – везде  его влекла поэтическая красота природы в сочетании с правдой жизни.

В 1871 г. на конкурсной выставке Общества поощрения художников картина Васильева «Оттепель» получила первую премию. Эта картина не развлекала, не услаждала, скорее, вызывала невесёлые раздумья. Необъятная равнина окаймлена по горизонту далёким лесом и укрыта рыхлым побуревшим от влаги снегом. Заиндевелые деревья и избушка вдали застыли под тяжёлым войлочным небом. В санных колеях и промоинах широкой раскисшей дороги – тёмная вода. Природа застыла в безмолвии, лишь птицы и две человеческие фигурки оживляют пейзаж. Разлившийся ручей преградил путь старику с котомкой и ребёнку, которые кажутся затерянными и одинокими в огромном, неприютном и безрадостном мире. Откуда они пришли, куда идут? Ответа нет. И предчувствия весны тоже нет, это просто оттепель, то пограничное состояние в жизни природы, которое так волновало художника. Эта картина поставила Васильева в первый ряд русских пейзажистов, ему стали подражать. Её купил для своей галереи Третьяков, а великий князь – будущий Александр III – заказал копию.

Чтобы получить освобождение от рекрутской повинности, Фёдору Васильеву пришлось поступить в Академию художеств вольноприходящим учеником. Впрочем, ходить туда он всё равно не смог. Зловещие признаки наследственной болезни – туберкулёза – всё явственнее давали о себе знать.

Врачи настояли, чтобы он уехал из холодного и сырого Петербурга в Крым. Безнадёжно больной он рисовал столько, сколько не каждый здоровый человек. Васильев ушёл из жизни, когда она лишь начиналась, и мог бы создать ещё много прекрасных произведений. Но и то, что оставлено художником, даёт полное право причислить его наследие к самым значительным явлениям русской пейзажной живописи. Его работы хранятся во многих музеях нашей страны: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Таганрогской картинной галерее, Саратовском государственном художественном музее, Ивановском областном художественном музее, Киевском музее русского искусства и других. А вы можете познакомиться с прекрасными репродукциями его картин в альбоме «Фёдор Васильев», выпущенном издательством «Белый город».

Русский