КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Франц Рубо.

18.07.2019 | 2393 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

Фёдорова О.Б. Франц Рубо. – М.: Искусство, 1982. – 127 с., ил.

«Я родился и жил более двадцати двух лет в России, где получил своё образование… я всегда пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником…», - писал известный баталист Франц Алексеевич Рубо, не получивший русского подданства и проживший большую часть жизни за пределами России.

Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе, в семье небогатого французского коммерсанта. Первоначальное образование будущий художник получил в Одесской художественной школе, а в 1878 году он поступил в Баварскую Академию художеств в Мюнхене. Там он увлёкся изображениями баталий (эпизодов военной жизни и боевых действий). Немецкие мастера батальной живописи того времени славились умением подавлять зрителя холодной помпезностью и театральностью своих произведений. По словам известного русского баталиста В. В. Верещагина герои их картин: «… атаковали, штурмовали, брали в плен и умирали по всем правилам военного искусства, как тому учат в академиях, то есть так, как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает». В отличие от этих художников Рубо стремился правдиво изображать военно-исторические события и их главных участников – солдат. Он подчёркивал трагическую сущность войны, тяжести ратной жизни и быта.

Уже в ученические годы он создавал картины, посвящённые жизни народов Кавказа и войнам за его присоединение к России. Эти полотна принесли популярность их автору, как большому знатоку кавказской истории. Художник изображал переправы вооружённых отрядов через ущелья и бурные реки, возвращение войск после неудачных столкновений с противником. Писал горцев, верхом на конях и во время отдыха.

Художника интересовали национальные обычаи южных народов, их религиозные обряды и ритуалы. Рубо запечатлел сцены молитвы у мусульман, приготовления, предшествующие ей, а также моменты охоты, национальных конноспортивных соревнований.

Главным достижением Рубо считается создание грандиозных панорам, посвящённых событиям Крымской войны 1853-1856 годов и Отечественной войны 1812 года. В изобразительном искусстве панорама – это особый вид синтетического творчества, включающий  живопись, архитектурные детали, предметы и оснащение для создания иллюзии реальности, благодаря чему зритель становится как бы участником представленных в панораме событий. Одной из известнейших панорам является «Оборона Севастополя», открытие которой состоялось в мае 1905 года, к 50-летию обороны города, продолжавшейся одиннадцать месяцев. Готовясь к работе над этим  сложным произведением, Рубо изучал архивные материалы, беседовал с ветеранами Крымской войны, посещал Севастополь. Для него инсценировали штыковые атаки, работу у артиллерийских орудий. Будучи реалистом Рубо считал: «Художник должен оставаться всегда правдивым». Эта позиция близка принципам Толстого, изложенным в «Севастопольских рассказах»: «Герой моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда». В «Обороне Севастополя» точка обзора находится на вершине Малахова кургана, откуда открывается вид на осаждённый город. Панорамная форма помогает ввести зрителей в круг событий, происходящих одновременно на большом пространстве.

В 1909 году по приказу царя панорама была привезена в Петербург и помещена в построенном для неё павильоне на Марсовом поле. Прежде чем стать доступной для широкой публики, она прошла высочайшую цензуру. Рубо предложили «исправить» некоторые «детали» в угоду главному цензору – Николаю II. Художнику было предложено записать фигуры адмирала Нахимова и некоторых солдат и матросов, ввести изображения Николая I и главнокомандующего князя М. Д. Горчакова. Рубо пришлось пойти на уступки, но ни князя Горчакова, ни царя, во время обороны города находившегося в Петербурге, зрители так и не увидели. Рубо умел отстаивать свои взгляды. В 1926 году, во время реставрации произведения, ученики Рубо восстановили его первоначальный вид.

После успеха «Обороны Севастополя» к Рубо обратились с просьбой написать панораму к столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года. В русской литературе и искусстве XIX века эта война овеяна своеобразным романтическим пафосом. «Воспоминания о Царском Селе» и «Полководец» А. С. Пушкина, «Бородино» и «Два великана» М. Ю. Лермонтова, эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» хранят память о событиях тех дней. Эскизный вариант панорамы Рубо исполнил, находясь под влиянием чтения романа Толстого. Эпизодом, привлекшим внимание художника, стал бой за батарею Раевского: контратака русских войск, невольным участником которой Толстой сделал Пьера Безухова. Но в ходе работы Рубо избрал сюжетной основой панорамы бой за Семёновский овраг, один из самых острых моментов сражения. К столетнему юбилею Отечественной войны панорама была открыта в специально построенном здании на Чистопрудном Бульваре.  

Последние четырнадцать лет Франц Рубо жил в Мюнхене, но не создал там ничего значительного. Ведь лучшие его произведения появились благодаря душевному родству с Россией. Достижения Рубо в развитии панорамного искусства стали основой для становления школы советских художников, мастеров панорамно-диорамной живописи во главе с его учеником  М. Б. Грековым.   

Русский