КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: "Евгений Онегин": Альбом по материалам выставки в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

04.12.2019 | 2423 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

"Евгений Онегин" : ...даль свободного романа... : альбом по материалам выставки в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, декабрь 1998 - март 1999 / [сост. : Михайлова Наталья Ивановна, Пономарева Елена Арленовна]. – Москва : Московские учебники и Картолитография, 2004. - 199 с.

Альбом создан по материалам выставки, открытой в канун празднования 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина в 1999 г. На выставке экспонировались уникальные произведения изобразительного искусства, мебель, предметы быта, редкие книги, рукописи  пушкинской поры, а также материалы, посвящённые опере П. И. Чайковского, иллюстрации, книги, посвящённые роману «Евгений Онегин».

Пушкин издавал свой роман по главам и сумел в течение семи лет удерживать внимание читателей: владея искусством занимательности, он обрывал повествование на самом интересном месте. «Читали ли вы Онегина? Что вы скажете об Онегине?» - литераторы, светские люди, простые обыватели  при встрече задавали друг другу вопросы, живо обсуждая новые главы выходящего в тоненьких книжечках в бумажных переплётах романа. «Московский вестник» сохранил для нас разговоры в гостиных о том, что дамам делалось дурно при одном только предположении, что Онегин, может быть, примет вызов Ленского, а молодые люди находили барышень прекрасными, если те, по их представлению, были похожи на Татьяну.

В вымышленном повествовании стихотворного романа представлена эпоха Пушкина и декабристов, Байрона и Наполеона. Это эпоха романтизма. И ещё - это время многих предметов, мелочей, которые давно ушли из нашей жизни, из нашего быта и сегодня вызывают особый интерес. Мы смотрим на эти вещи, пытаясь увидеть их сквозь «магический кристалл» пушкинской поэзии.

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар…

Шляпа с широкими полями и расширяющейся кверху тульей названа по имени лидера освободительного движения Южной Америки Симона Боливара.

Только в музеях сегодня мы можем рассматривать памятные рукописные альбомы уездных барышень, переплетённые в алый сафьян, зелёную или коричневую кожу, с накладками и застёжками из золочёной бронзы. Исписанные выцветшими орешковыми чернилами листочки украшены наивными стихами и дилетантскими рисунками:

Тут непременно вы найдёте

Два сердца, факел и цветки;

Тут верно клятвы вы прочтёте

В любви до гробовой доски…  

Эпоха Онегина и Пушкина – время расцвета русского изобразительного искусства, прославленного такими художниками, как О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов. Ими создано немало изображений современников Пушкина. На живописном портрете 1832 г. работы Дж. Хейтера запечатлена графиня Воронцова, вызвавшая у Пушкина некогда сильное чувство. Современники поэта называли её среди тех, кто подсказал ему образ Татьяны. Бархатное платье украшает кружевной воротник, на малиновый берет приколото белое перо. Она смотрит на зрителя со спокойным достоинством и затаённой грустью. Быть может, такой во всём блеске своего нового облика предстала перед потрясённым Онегиным Татьяна-княгиня.

 Вглядываясь в созданные художниками портреты, мы пытаемся представить Онегина, Ленского, Ольгу.

А вот иллюстрации в современном понимании во времена Пушкина не существовало.  Нет слова «иллюстрация» и в словаре автора «Евгения Онегина». При жизни поэта к его произведениям было напечатано всего 19 картинок, как называл их Пушкин. Картинкам к «Евгению Онегину» предшествовали три авторских рисунка Пушкина. Один из них, исполненный в письме брату Льву Сергеевичу, является схемой желаемой иллюстрации для готовившегося издания I главы: «Брат, вот тебе картинка для «Онегина» - найди искусный и быстрый карандаш. Если и будет другая, так чтоб всё в том же местоположении. Та же сцена, слышишь ли? Это мне нужно непременно». Для убедительности Пушкин снабдил картинку цифрами и комментариями к ним. Он изобразил себя стоящим на набережной Невы спиной к зрителю, лицом к Петропавловской крепости, рядом Онегин, на втором плане лодка на Неве. Поэт хотел дать понять читателю, что он сам первостепенный герой рассказа наравне с Онегиным, но стремился указать на разность между Онегиным и собой: «Чтобы насмешливый читатель / Или какой-нибудь издатель / Замысловатой клеветы, / Сличая здесь мои черты, / Не повторял потом безбожно, / Что намарал я свой портрет…» Увы, Пушкин не был понят современными ему художниками. Тщетно искал он «искусный и быстрый карандаш». Даже в иллюстрировании своих произведений он надолго опередил современников. Их профессиональные «картинки» устарели, а его собственные рисунки, выведенные мгновенным росчерком пера, живо и остро воспринимаются по сей день.   

 

Русский