КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Емельян Корнеев: забытый художник

26.12.2020 | 2011 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.

Гончарова, Н. Н. Е. М. Корнеев : Из истории русской графики начала 19 века / Н. Н. Гончарова. – Москва : Искусство, 1987. – 381 с.

 

Альбом посвящён творчеству Емельяна Михайловича Корнеева – художника, в своё время популярного и ценимого современниками, но потом незаслуженно забытого.

Емельян Корнеев родился в 1782 г. (предположительно). С 1788 по 1800 гг. он обучался живописи в Академии художеств. Е. М. Корнеев был учеником Г. И. Угрюмова, который являлся прогрессивно настроенным человеком и развивал в своих учениках чувство национальной гордости, долга художника перед Отечеством. Поэтому не случайно, что впоследствии Емельян Михайлович стал одним из ведущих представителей художников-видописцев. Видовая графика (от слова «вид») – интереснейшее явление в русском искусстве конца XVIII-первой четверти XIX вв. Художники-видописцы были обуреваемы идеями служения Отечеству, чувством нужности своего искусства. Они ощущали себя как бы «первооткрывателями» России и осознанно ставили перед собой просветительские цели. Предпринимая трудные путешествия, они старались правдиво передать виды различных уголков страны, облик её столиц и отдалённых окраин. Кроме того, они не ограничивались созданием рисунков, а стремились к публикации своих работ.

Судьба наследия Корнеева сложилась трагически. Оригинальных его произведений до недавнего времени насчитывалось всего 10. Часть работ была вывезена из России ещё в начале XIX в., другие погибли во время наводнения в Петербурге в 1824 г., а последние затерялись в архивах Морского ведомства. В XX в. искусствоведам удалось определить, что автором большинства акварелей анонимной коллекции известного пушкиниста В. Я. Якушкина, которая в 1919 г. попала в Исторический музей, является Е. М. Корнеев. Позже подобные работы, также анонимные, были обнаружены в Литературном музее, Музее А. С. Пушкина в Москве, Музее-заповеднике в Тарханах, Русском музее. Теперь мы знаем, что художник оставил солидное наследие – до наших дней сохранилась 91 работа. Среди них представлены виды Крыма и Кавказа, Поволжья и Урала, далёких сибирских земель, русских городов и крепостей, типажные зарисовки, а также отражены многие стороны жизни России и Сибири начала XIX в., включая такие уникальные сюжеты, как сцены сибирской каторги. Кроме того, Емельян Корнеев с недавних пор стал известен как автор рисунков для двух сатирических гравюр, созданных во время Отечественной войны 1812 года. Все известные искусствоведам произведения Корнеева были выполнены приблизительно с 1800 по 1815 гг.

В 1802 г. по приказу Александра I была снаряжена секретная экспедиция «объехать с целью военно-стратегического осмотра Азиатскую и Европейскую Россию». Экспедицию, как это обычно практиковалось, должен был сопровождать художник. Эта миссия была возложена на Емельяна Корнеева. Во время трёхлетней экспедиции в Сибирь, на Кавказ и Поволжье, которую возглавлял генерал Г.-М. Спренгтпортен,  художник сделал множество зарисовок с натуры, отразив разные стороны жизни местного населения: обряды, праздники, игры, а также типы народов и их костюмы.

Один из рисунков Е. М. Корнеева называется «Черемиска». На нём изображена женщина в традиционном костюме, на голове у неё надета шурка́. Шурка –  высокий каркасный головной убор замужних женщин, который был распространён у всех групп марийцев в XVII –XIX вв. Он представлял собой берестяной или кожаный остов высотой до 40 сантиметров, обтянутый тканью, украшенный вышивкой, и покрытый раковинами, монетами. Сзади к головному убору прикреплялась длинная полоса холста, также покрытая монетами и раковинами.

Многие произведения художника являются единственными изобразительными документами, раскрывающими характерные стороны жизни или облик городов России в начале XIX в. В своём послужном списке Емельян Корнеев отметил, что в 1804 г. он преподнёс царю «эскизы видов и костюмов» и получил в награду из кабинета его величества золотые часы.

Тяга художников XIX в. к осознанию себя как творческой личности породили интерес к автопортрету. На своих рисунках в бытовых сценах Емельян Корнеев неоднократно изображает себя.  Сам художник выступает и создателем, и зрителем, и действующим лицом своих произведений. Он аккомпанирует на гитаре пляшущим черкесам, рисует внутренность калмыцкой юрты, внимательно вглядываясь в жизнь катчинских татар, любуется борьбой в калмыцком стане и др.

В 1804 г. художник посетил Крым, Турцию и Грецию, в 1805 г. был пенсионером Академии в Италии. В 1807 г. по совету А. Н.Воронихина он поступил на службу в Комиссию построения церкви Казанской Богоматери.

Корнеевские виды России привлекли внимание баварского посланника при русском дворе графа К. Рехберга, страстного собирателя акварелей и рисунков на русские темы. Он предложил Е. Корнееву издать альбомы гравюр по его рисункам. В 1810 г. художник отказался от выгодной службы в Казанском соборе и больших правительственных заказов ради желанной возможности подготовить к публикации в Мюнхене двухтомный альбом «Народы России» («Les peuples de la Russie»).  Почему Емельян Корнеев так радел об издании своих рисунков? Вся жизнь его была служением идеалам просветительства. Это было как раз то, о чём мечтал художник: показать широкому зрителю свои работы:  виды отдалённых уголков России, облик народов, её населяющих. Три года Емельян Корнеев напряжённо трудился над созданием альбома,  делал рисунки по своим путевым эскизам, а затем наблюдал за созданием гравировальных досок. Рисунки художника, по которым исполнялись гравюры альбома «Народы России», к сожалению, не сохранились. В 1812 г. из-за начавшейся войны с Наполеоном Е. Корнеев вернулся в Россию. Печатался альбом «Народы России» («Les peuples de la Russie») в Париже уже без присмотра автора. Искусствоведы отмечают особое значение этого большого европейского издания как самого раннего отображения русской жизни русским же художником.

В 1816 г. Е. Корнеев вновь поступил на государственную службу – в «Департамент горных и соляных дел» для рисования медалей. Однако уже в 1818 г. он оставил Монетный двор, чтобы участвовать в кругосветном плавании в составе экспедиции в Северный Ледовитый океан (1819-1822 гг.).

После возвращения из путешествия Емельян Корнеев женился, был полон творческих планов, связанных с изданием новой серии рисунков. Из экспедиции художник привёз около 200 рисунков. Однако материалы плавания Морским министерством не были изданы, и отыскать их современным исследователям творчества Емельяна Корнеева не удалось.

Художника стали преследовать неудачи: ему прекратили выплачивать жалованье, при наводнении в Петербурге погибло имущество и все работы, ухудшилось зрение.

В 1825 г.-1828 гг. Емельян Корнеев работал гардеробмейстером (костюмером) и бутафором в конторе Императорских театров.  В 1828 г. художник ушёл из театра, прекратил творческую деятельность и переехал в Москву. О его дальнейшей жизни ничего не известно, не установлена точно и дата ухода из жизни (предположительно в 1839 г.).  

Емельян Михайлович Корнеев прожил жизнь, полную тревог, перемен и исканий. Может показаться, что он разбрасывался, брался то за одно, то за другое: живописец, график-видописец, пейзажист и жанрист, гравёр, книжный график, путешественник, рисовальщик медалей, театральный художник. Но как раз сама эта художественная универсальность, отсутствие узкой специализации, ощущение широты своих творческих возможностей характерны для мастеров первой трети XIX в., для искусства эпохи романтизма. В своей жизни Емельян Корнеев был типичным романтиком – неудовлетворённый, неустроенный, вечно куда-то стремящийся.

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

Русский