КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Екатерининский классицизм

26.09.2019 | 601 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

Бедретдинова, Л. М.

Екатерининский классицизм / Л. М. Бедретдинова. – Москва : Белый город, 2008. - 48 с. -  (Эпохи. Стили. Направления).

В середине XVIII столетия в Европе возрастает интерес к классическим традициям искусства Древней Греции и Древнего Рима. Получает развитие стиль неоклассицизм. В результате жарких споров о преимуществах «древних» мастеров и достоинствах «новых» был сделан парадоксальный вывод: добиться совершенства в творчестве и сделаться неподражаемым художник может, подражая древним мастерам, черпавшим совершенные образы в природе. Таким образом, в искусстве неоклассицизма возникло два ориентира – античность и природа.

В России классицизм наиболее ярко проявил себя в правление Екатерины II в 1760-1790-е годы. В нём отразились личные пристрастия императрицы, как первого лица в государстве, обладавшего неограниченными возможностями в осуществлении художественных проектов.

Главную роль в художественной жизни того времени играла Императорская Академия художеств. В это учебное заведение принимали детей в возрасте 5- 6 лет. Основными были классы архитектуры, скульптуры и живописи, в которых занятия вели в основном французы, но вскоре ряды преподавателей стали пополнять их талантливые ученики. Важнейшей задачей Академии художеств было воспитание отечественных кадров для выполнения многочисленных государственных заказов.

Ряд произведений классицизма в разных видах искусства связан с грандиозной воспитательной программой того времени. В рамках этой программы возникла сеть учебно-воспитательных заведений, целью которых было создание в России «новой породы» людей, просвещённых граждан, принадлежащих к разным сословиям, что должно было привести к реформированию всего общества. Для воплощения этих идей в жизнь потребовались новые общественные здания - воспитательные дома. Воспитательный дом в Москве был рассчитан на 8 000 детей. Вместе со служебными постройками и садами он занимал большой квартал города. Воспитательные дома существовали на частные средства. Одним из благотворителей был московский чудак П. А. Демидов. На парадном портрете Левицкого он предстаёт как частное лицо (одет в домашний халат), любитель ботаники (лейка, книга по ботанике, редкая цветочная луковица и горшки с цветами) и филантроп (за колоннами дворца открывается вид на здание воспитательного дома).

Воспитательные учреждения находились под покровительством императрицы. По её заказу Д. Г. Левицким в 1772-76 годах были выполнены семь портретов лучших воспитанниц Смольного института, в котором девочек из дворянских семей готовили к светской и придворной жизни.

С помощью языка искусства неоклассицизма события и герои екатерининского царствования уподоблялись событиям и персонажам античной мифологии. Так одним из своих олицетворений Екатерина II избрала образ Минервы – богини мудрости, справедливых войн, покровительницы наук и искусства. Екатерина-Минерва предстаёт в различных видах изобразительного искусства – медали, скульптуре, живописи на протяжении всего царствования.

Большую роль в прославлении Екатерины II играли и сопоставления императрицы с личностью и деяниями Петра I. Так конный монумент Петру I на Сенатской площади работы французского скульптора Фальконе стал памятником как деяниям Петра, так и царствованию Екатерины, что подчёркивала надпись на постаменте «Петру I – Екатерина II». В эпоху Просвещения Пётр I представал как идеал государя-просветителя, ставшего преобразователем и реформатором своей страны. Такой образ был создан в историческом труде Вольтера, на идеи которого и опирался Фальконе. Скульптору предлагалось уподобить Петра древнеримскому императору и окружить аллегорическими фигурами, олицетворяющими добродетели монарха. Но он выбрал другое решение, наполнив иносказательным смыслом само восхождение царя на вершину крутой скалы. Постамент, превратившийся из архитектурного элемента в дикую скалу, обозначал трудности, преодолеваемые на пути преобразований.

Классицизм успешно развивался и в архитектуре. В стиле неоклассицизма возводятся государственные учреждения (здание Сената в Московском Кремле), храмы (Троицкий собор Александро-Невской лавры) и дворцы (Александровский дворец, Таврический дворец). Строятся также и различные по назначению общественные здания: присутственные места, высшие учебные заведения, госпитали и больницы, воспитательные дома, торговые ряды, гостиные дворы, банки.

Многие художественные памятники времён Екатерины II связаны с победами в сражениях двух русско-турецких войн (парковые обелиски Царского Села, ансамбли Мраморного и Таврического дворцов). В них находили отражение классицистические идеи гражданского долга и военной героики.

С 1762 года, когда русские дворяне были освобождены от обязательной государственной службы, началось интенсивное усадебное строительство, в которое включилось средне- и мелкопоместное дворянство. Постепенно в русской культуре сформировалось представление об усадебном мире, как идиллии, в которой человек живёт в единении с природой.

Русский классицизм пережил екатерининское время, и продолжал своё существование вплоть до конца первой четверти XIX века.

Русский