КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ. Екатерина Максимова

20.08.2018 | 2643 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству продолжает рубрику «Книжный вернисаж».

Максимова Е.С. Мадам «Нет». – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. – 344 с., 52 ил. – (Звёзды балета).

Знаменитое поколение шестидесятников, благодаря которому наш балет был признан лучшим в мире, не любит публично вспоминать о своём прошлом. Но традиция эта была нарушена, когда в свет вышли мемуары Майи Плисецкой, а также самой известной молчальницы балетного «золотого века» Екатерины Максимовой. Рассказывать о себе Максимова не любила, интервью давала редко, а желающим узнать о ней побольше советовала обратиться к своей автобиографии «Мадам «НЕТ».

Почему «Мадам «НЕТ», объясняет в предисловии к книге сама автор: «Я никогда не чувствовала никакой уверенности. Когда мне в театре сообщали, что буду танцевать какие-то сольные партии, я не радовалась, а пугалась: «Не надо, не справлюсь!» Когда мне доверили танцевать «Жизель», - вообще чуть не умерла: «Нет! Не надо мне никакой Жизели!» Впервые услышав приглашение сниматься в кино, совершенно искренне возмутилась: «Да вы что?! С ума сошли?! Я не могу!» Это слово так часто звучало из моих уст, что мой друг французский фотограф Анри Лартиг наградил меня новым именем – Мадам «Нет». Но, однако, Мадам «Нет» всё-таки танцевала премьеры, в её репертуаре числились все крупнейшие партии классических балетов.

Екатерина Максимова, казалось, была рождена для танца. Единственной проблемой при поступлении в балетную школу Большого театра оказался рост – уж очень маленькой она была для своих 10 лет. Члены приёмной комиссии решили посмотреть на маму, и когда в зал вошла высокая, статная женщина, с облегчением вздохнули: значит, и девочка вырастет. Но девочка не выросла, оставшись хрупкой куколкой, очаровательной бэби-балериной, как её прозвали на первых зарубежных гастролях, а критики наперебой соревновались в уменьшительно-ласкательных эпитетах. Не раз из-за маленького роста она попадала в забавные ситуации. В книге Екатерина Максимова пишет: «Постовой ГАИ был удивлён: едет «Волга», а за рулём – никого. Взмахнул жезлом – машина остановилась. На водительском месте сидит девочка. – Я что-то нарушила? Милиционер восклицает: «Вы же совсем ребёнок, вам нельзя за руль». И только взглянув на права, понимает, что перед ним взрослая женщина».

 Свой путь в искусстве бэби-балерина пролагала упорно и основательно. У неё оказался сильный характер, и это ощущается на протяжении всего повествования, где описаны годы учёбы, работы в Большом театре, за границей, болезненное и унизительное увольнение из Большого, последующее возвращение в качестве репетитора, работа с молодыми балеринами. И конечно та трагедия, которая случилась с ней на репетиции балета «Иван Грозный». Партнёр поднял Катю в сложной поддержке и не удержал. Повернувшись в воздухе, она «слетела» на пол, на ногах устояла, но тут же охнула от боли. От удара выскочил позвонок, да так хитро, что определить характер травмы смог только опытный специалист Кремлёвской больницы. Тогда врачи на всю жизнь приговорили балерину к инвалидной коляске. Но именно её стойкий характер и золотые руки хирурга-травматолога Владимира Ивановича Лучкова, поддержка близких и лично гениальной Галины Улановой сотворили чудо – Максимова вернулась на сцену и танцевала ещё 20 лет. И, конечно, через всю книгу рядом с ней проходит образ её партнёра по сцене и по жизни Владимира Васильева. Равные по дарованию они были вместе почти всю жизнь. Общее детство в балетной школе, общая карьера, общий успех и горечь от несправедливости – тоже общая. Им не раз предлагали остаться за границей, уверяя, что смогут там легко устроиться, так как они не только сложившийся творческий дуэт, но и крепкая семейная пара. Но они всегда возвращались на родину, а свободное время проводили, отдыхая в костромской глуши, в любимом Щёлыково. В апреле 2009 года Екатерины Максимовой не стало. Но осталась к ней искренняя, нежная любовь зрителей, остались её ученики и, конечно, прекрасно оформленная книга «Мадам «НЕТ», в которой она откровенно и честно пишет о своей жизни. Глубокий психологизм, наблюдательность, чуткое ощущение времени, мягкий юмор и тонкая ирония завораживают и пленяют, раскрывая для нас удивительного человека, великую русскую балерину Екатерину Максимову. 

С книгой «Мадам «Нет» можно познакомиться в отделе литературы по искусству.

Русский