КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Егорьевские диковины

09.03.2020 | 434 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.

Егорьевские диковины : сокровища, редкости, курьезы и прочие замечательные вещи из коллекции М. Н. Бардыгина, ныне собрания Егорьевского ист.-худож. музея. - М.: Издательская программа Интерроса, 2008. - 384 с.

Старинный русский город Егорьевск расположен в 103 км от Москвы. Своё имя он получил в честь святого Егория, то есть Георгия Победоносца. Гостей в Егорьевске не покидает ощущение, что они попали в купеческий городок XIX века. Среди старинных построек выделяется элегантное здание -  особняк купца-лесопромышленника Никитина, в котором разместился Егорьевский историко-художественный музей.

Открывая массивные двери дома, попадаешь в жизнерадостный, ликующий мир. Яркая мозаика на полу, изразцовые камин и кокошники вокруг дверей. За основу в оформлении интерьера музея взят оригинальный гуслицкий орнамент, получивший название от протекающей здесь реки Гуслицы.
Егорьевский музей называют «музеем диковинок». Они когда-то составляли коллекцию фабриканта Михаила Бардыгина, собиравшего предметы русской старины. Многие предметы из этой коллекции могут удивить посетителя.

Среди экспонатов собрания старинного русского стекла есть штрафные рюмки, которые выпускались для весельчаков-гусар. В такую рюмку вмещалось до литра шампанского. На них надпись: «Пан или пал». Иногда купцы, обманывая покупателей, продавали стекло вместо фарфора. В массу добавляли жжёную кость, стекло становилось белым, как молоко, «фарфоровым».

На заводе Демидова в Сибири выпускали ларчики из меди для хранения сахара. Ларчик закрывался на два замка. Сахар в XVIII в. стоил дорого, и хранили его в надёжном месте. В то время у купеческих дочерей была мода мазать зубы сажей. Так они показывали, что семья их богатая, сахара в доме много. Кушают девушки его вдоволь, и зубки портятся.

Бардыгин собрал богатую коллекцию живописи. Авторы картин – неизвестные художники, выходцы из народа. Искусствоведы называют такую живопись «народным примитивом». Старообрядцы не любили Петра I, считали его антихристом за то, что запрещал носить русское платье, заставлял брить бороды и усы. На картинах старались его высмеять, представить как выпивоху, картёжника и бабника.

Реставрация живописи иногда позволяет раскрыть некоторые музейные тайны. Например, считалось, что на одном из портретов коллекции  Бардыгина изображён младенец Иоанн VI Антонович. Этот император вошел в историю как «русская железная маска». Имя Иоанна VI связано с «эпохой дворцовых переворотов». Родился он в 1740 году и был племянником императрицы Анны Иоанновны. После её смерти в возрасте нескольких месяцев Иоанн стал императором Российской державы. С 4-летнего возраста он томился в заключении, и был убит в 24 года при попытке освобождения. Имя Иоанна VI Антоновича правящая династия Романовых постаралась вычеркнуть из истории. Поэтому и портретов его сохранилось мало. Исследования картины в инфракрасном свете показали: черты лица младенца были изменены. Стало ясно, что это копия какого-то произведения, которое самодеятельный художник взял за основу своей картины. Вскоре оригинал был найден. Им оказался портрет императора Александра I в младенчестве работы придворного живописца Павла I Жана Луи Вуаля. Наследник престола на портрете восседает на бархатной подушке, как на императорском троне. Позади него лежит муаровая лента с орденом Святого Андрея Первозванного. Каждый родившийся в императорской семье мальчик становился кавалером этого ордена при крещении. Детская погремушка в руке младенца изготовлена по заказу Анны Иоанновны в 1740 для своего племянника, уже упоминавшегося Иоанна VI. В дальнейшем, «побрякушка» стала носить «переходящий» характер, развлекая исключительно мальчиков, рожденных в семье правящего императора. Драгоценная игрушка в руках ребенка в будущем заменят регалии государственной власти - скипетр и держава. Этой статусной «побрякушкой» царские дети «гремели» в торжественной обстановке дворцовых церемоний. Сейчас она находится в Алмазном фонде Московского Кремля. Вот таким мистическим образом соединились на портрете образы двух российских самодержцев: императора Александр I – триумфатора Отечественной войны 1812 года, и загадочного страдальца Иоанна, прожившего короткую, полную лишений и несправедливости жизнь.  

 

Материал подготовила Сокольникова О.А., главный библиотекарь отдела литературы по искусству.

Русский