Книжный вернисаж: Богданов-Бельский

20.03.2018 | 230 просмотра(ов)

Богданов-Бельский : [альбом / авт. текста Н. Лапидус]. – Москва: Белый город. [2005]. – 48с. : цв. ил. – (Мастера живописи).

«Меня всегда увлекала детвора, я ей посвятил и посвящаю всю свою жизнь. С одной стороны – воспоминания детства, переживания юношеских лет, а с другой – уж больно хорош детский мир!» Эти слова принадлежат русскому художнику Николаю Петровичу Богданову-Бельскому. Главная тема в его творчестве – дети. О себе он писал: «Я ведь от земли, отца не ведал: я незаконнорожденный от бедной бобылки, оттого Богданов (Богом данный), а Бельский от имени уезда. Был пастушком. Воспитывался в семье дяди и был «лишним ртом». Переживания одинокой души ребёнка, обделённого любовью и лаской, позднее наложились на переживания несостоявшегося отца (Бог не дал ему своих детей) и воплотились во множестве картин, в которых живут дети.

С первых же шагов на творческом пути он стал популярным художником. В России в к.19 - н.20в. в букварях и хрестоматиях публиковались его картины, понятные по содержанию широким слоям населения. Это «Деревенские друзья», «Дети на уроке», «Именины учительницы», «У дверей школы», «Мальчики играют в шахматы», «Устный счёт» и многие другие. Картину «Устный счёт» мы прекрасно знаем ещё со школьной скамьи по репродукциям в учебниках. Знаем и задачу, написанную мелом на классной доске. Вся картина – это воспроизведение класса Татевской школы, что в Смоленской губернии. Перед зрителем предстаёт целая вереница образов сельских ребят: пытливых, сметливых, занимающихся с великим усердием. Один уже решил задачу и сообщает об этом учителю, другой сосредоточенно взялся за подбородок – вот-вот решение будет найдено, третий весь ушёл в размышления, и ничего не существует для него – ни шума, ни гама. А в левом углу картины выделяется тёмным колористическим пятном фигура педагога. Это реальный человек, любимый учитель Богданова-Бельского, - Сергей Александрович Рачинский. Сейчас таких людей принято называть подвижниками. А тогда в 19в. его поведение казалось необъяснимым. Профессор Московского университета, ботаник и математик, Рачинский из-за склоки, устроенной Советом университета, прерывает свою карьеру и поселяется в деревне Татево, где строит собственную образцовую школу. Обучение по системе Рачинского зиждилось на религиозном воспитании и любви к Отечеству, родной природе, национальной музыке и песенному фольклору, рисованию, русской словесности и литературе. И именно у этого человека посчастливилось учиться Коле Богданову, и именно ему он обязан своей художественной карьерой. Рачинский сначала лично занимался с ним рисованием, а затем отдал его в иконописное училище Троице-Сергиевой лавры, а впоследствии оплатил обучение в Московской школе живописи и ваяния. Выдвижение Богданова-Бельского в число самых популярных русских художников было стремительным. Посетителям выставок, коллекционерам нравились его простые картины, подкупающие необыкновенной искренностью, безграничной любовью к детям. Сама императрица Мария Фёдоровна купила первую его работу «Будущий инок», за которую художник получил большую серебряную медаль. В ней выражена задушевность первого серьёзного разговора о вере странника и юноши. Во многих картинах Богданова-Бельского присутствовала тема «дети и церковь», отражавшаяся в его работах поэтично и восторженно. 

Художник всегда был далёк от политики. Революцию 1917г. он воспринял как трагедию, как конец свободному творчеству. Богданов-Бельский не изменил своей тематике и продолжал работать над сюжетами, где главными героями оставались по-прежнему деревенские дети, но уже на фоне светлых пейзажей, что должно было создавать у зрителей оптимистическое настроение. Но новая власть не могла простить художнику его интереса к религии и рассматривала как неблагонадёжного, творчество которого не укладывалось в рамки советской идеологии. А критика картин, представленных на первой персональной выставке в 1921г., была столь насмешливой и необоснованной, что, не чувствуя для себя будущего в подобной обстановке, художник решает уехать в Латвию, где активно проработает ещё почти 25 лет.  В поисках новых сюжетов Богданов-Бельский отправляется в восточную часть Латвии – Латгалию. Здесь, в основном в русских деревнях и хуторах, он находит то, что близко его душе: создаёт образы крестьянских детей. Он изображал местных ребятишек на озере, в поле, в лесу, за околицей деревни. Они играют, бегают, купаются, ловят рыбу, жгут костры, собирают хворост, пасут коров, сидят на заборе, занимаются в классе. И как он писал в своих воспоминаниях позднее: «…Как я люблю своих латгальских ребятишек – Сашек, Машек, Петек, Гришек, их загорелые лица и лепет». Умер художник в Германии в 1945 г., похоронен в Берлине на православном кладбище.

 Имя Богданова-Бельского на родине было практически забыто, хотя некоторые картины можно было увидеть в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и многих других. Большинство же из них находились в музейных запасниках. Но его творчество всегда было интересно любителям искусства в других странах, и успех не оставляет художника и сегодня. Прекрасные работы Богданова-Бельского присутствуют на самых крупных мировых аукционах «Кристи» и «Сотбис». А на его родине, в России, только в наше время многие открывают для себя имя этого художника на выставках его работ, благодаря публикациям в журналах и книгам, среди которых и прекрасно иллюстрированный альбом «Богданов-Бельский», выпущенный издательством «Белый город».

 

С ним вы сможете познакомиться в отделе литературы по искусству.

Русский