КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Атланты и кариатиды Петербурга

06.02.2020 | 566 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

Матвеев П. Н.

Атланты и кариатиды Петербурга. – Санкт-Петербург: «Искусство – СПБ», 2001. – 240 с.

Архитектурный облик Петербурга постоянно менялся на протяжении трёх столетий с начала основания города в 1703 году. Зодчие, скульпторы и живописцы использовали в его оформлении весь арсенал выразительных художественных средств. Отдельные виды убранства города (мосты, ограды, фонари) начали играть важную роль в формировании его образа, превращаясь в символы северной столицы. Одним из таких символов Петербурга стали декоративные скульптуры атлантов и кариатид. Стоит лишь отклониться во время прогулки по городу в сторону от привычных маршрутов, пройти по небольшим улицам и переулкам, - и можно ожидать встречи с каменными атлетами самого разнообразного исполнения. Даже коренные петербуржцы имеют смутное представление об истинном количестве доставшихся им в наследство скульптур.

Так сколько же атлантов и кариатид в Петербурге?

Кто создал семью великанов?

Кто высек людей из утёсов,

Поставил их стражей туманов?

В. Я. Брюсов.

Предлагаемая вниманию читателей книга поможет найти ответ на эти вопросы, являясь своеобразным путеводителем по Петербургу.

Оформлять здания атлантами и кариатидами начали ещё в античном искусстве, но широкое распространение эта тема получила в архитектуре XVII - начала XX веков. Именно на этот период приходится формирование центральной части Санкт-Петербурга. В самом начале XVIII века при строительстве города не использовали лишних украшений. Но затем потребность в роскоши выразилась в появлении пышного декоративного оформления в стиле барокко.

Особенно ярко это проявилось в творчестве Ф.-Б. Растрелли: скульптура стала главным средством оформления строений. Фигуры атлантов, согбенных под тяжестью перекрытий, кариатиды, включённые в обрамление окон, малыши-амуры, лепные наличники с львиными и человеческими масками становятся частью композиции фасадов.

В эпоху распространения классицизма мода на вычурное убранство зданий затухает. Новый всплеск интереса к оформлению строений скульптурами вновь появляется лишь в середине XIX века, когда на смену классицизму приходит эклектика. Этот стиль предполагает свободное сочетание приёмов и форм предыдущих столетий. Здания того времени тяготели к богатству декора. Неудивительно, что свыше 60 процентов строений, в наружном оформлении которых использованы образы атлантов и кариатид, были построены в период эклектики. Именно к этому времени относится создание атлантов портика Нового Эрмитажа, получивших мировую известность.

Тема каменных гигантов остаётся востребованной и на рубеже XIX - XX веков, в пору популярности стиля модерн. Но после революции 1917 года в градостроительной практике Петрограда – Ленинграда мотивы атлантов и кариатид не использовались. Однако скульпторы и архитекторы советского периода внесли неоценимый вклад в их сохранение, реставрируя декор Екатерининского дворца в Пушкине, в интерьерах дворцов Павловска и Петергофа, почти полностью уничтоженных во время последней войны.

Одной из самых популярных тем в оформлении зданий со времён античности является тема трёх граций. Подобная скульптурная композиция украшает павильон «Трёх граций» дворцово-паркового ансамбля в Павловске. Архитектор Чарльз Камерон возвёл этот павильон в 1801 году. Три обнажённые женские фигуры, высеченные  скульптором И. Трискорни из цельного куска мрамора, на высоко поднятых руках поддерживают великолепную вазу. Фигуры красавиц касаются земли лишь пальцами ног и  отличаются лёгкостью и изяществом.

В античной скульптуре женские фигуры, как правило, удерживают на своих плечах не слишком тяжёлые предметы. А вот небесный свод ваятели всегда доверяли мощным бородатым атлетам - атлантам, склонившим голову и плечи под нечеловеческой тяжестью ноши. Но есть и исключения. В скульптурной группе Ф. Щедрина «Нимфы, несущие небесную сферу» для здания Адмиралтейства статные, полные силы и спокойствия фигуры нимф-океанид воплощают главную движущую силу мира: эта сила – человек, покоряющий моря, связывающий землю с небесами. Прекрасные женщины медленно движутся под бременем исполинской ноши, преодолевая тяжкий путь согласованными усилиями.

Тема кариатид, поддерживающих  небесную или земную твердь, не была забыта и в период модерна. Так угловая часть здания акционерной компании «Зингер» завершается куполом, увенчанным прозрачной сферой с параллелями и меридианами, которая символизирует распространение продукции компании «Зингер» по всему земному шару. Сферу удерживают в равновесии руки кариатид, сидящих на вершине купола.

Всего в перечне зданий Петербурга, оформленных скульптурами и лепными изображениями атлантов  и кариатид, около трёх сотен адресов. Однако, за исключением самых выдающихся произведений этого жанра, основная масса фигур оказалась незаслуженно забытой. 

 

Материал подготовила Сокольникова О.А., главный библиотекарь отдела литературы по искусству.

Русский