Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.
Аполлинарий Васнецов [альбом / авт. текста Г. Вольф]. – Москва: Белый город, [ 200?] - 48 с.: цв. илл.
Говоря о русских художниках, братьях Викторе и Аполлинарии Васнецовых, критики порой называли Аполлинария робкой тенью Виктора. Несомненно, благодаря старшему брату – известному художнику-сказочнику – юный Аполлинарий получил пропуск в мир искусства и большие возможности, но после долгих поисков и разочарований художник обнаружил и укрепил свой неповторимый почерк, нашёл своё место в искусстве.
Он известен как авторитетный историк и талантливый живописец, серьёзный археолог и неподражаемый график, создатель собственной техники рисунка, а ещё теоретик искусства, философ, первооткрыватель неизвестных до этого фактов по истории Москвы.
Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в 1856 г. в с. Рябово Вятской губернии в многодетной семье священника. Вначале его отец служил в марийской деревне Лопьялы, а затем, переехав в с. Рябово, построил возле церкви дом. Когда Аполлинарию было 9 лет, умерла мать. Именно в это время у него просыпается страсть к рисованию. Во всех художественных начинаниях Аполлинария сопровождал его старший брат Виктор: нанял ему учителя рисования, брал в творческие поездки, познакомил с Иваном Шишкиным, который станет для Аполлинария кумиром на долгие годы. Но ещё долго он не мог определиться, кем ему быть в жизни: художником, учителем или священником. Неудачный опыт преподавания в глубинке, в с. Быстрица Орловского уезда, привёл к разочарованию в народничестве. И приходит понимание того, что основное предназначение в его жизни – это живопись. Старший брат Виктор привозит Аполлинария в Москву, в город, который станет родным и близким. В отличие от Санкт-Петербурга, который любит улицу, гулянье, театр, кофейню, словом все общественные заведения, Москва чуждается жизни городской, общественной и любит обедать у себя дома, семейно. Московская природа, быт, старина, прошлое родного народа, запечатлённое в памятниках, - всё это полюбилось Аполлинарию Васнецову и оказало большое влияние на его творчество. И. Репин, В. Поленов, В. Суриков и старший брат помогают начинающему художнику, делятся с ним своими секретами. А затем он входит в окружение русского мецената, крупного предпринимателя Саввы Мамонтова. Его дом на ул. Большой Садовой в Москве и имение Абрамцево стали настоящими культурными центрами, давшими путёвку в жизнь целой плеяде русских художников. Именно в Абрамцеве старший брат Виктор создал своих знаменитых «Богатырей» и «Алёнушку». И этюды Аполлинария Васнецова из абрамцевского периода наполнены живыми и яркими красками, колорит заметно осветляется, уходит прежняя холодность и северная отстранённость. И, наконец, первый серьёзный успех: в 1883 г. его картину «Серый денёк» приобретает П. М. Третьяков. С этого времени художник регулярно участвует в выставках передвижников, в конкурсах. Аполлинарий крепко становится на ноги и в творческом, и в финансовом плане. Он может позволить себе путешествия по стране и Западной Европе. Европейское искусство не впечатлило художника: «… Много красоты внешней, мастерства, но искренность, глубина почти отсутствуют».
Вернувшись из двухлетнего турне по Европе, Аполлинарий обосновывается в Москве, прямо напротив Кремля, и приступает к созданию серии полотен, посвящённых историческому прошлому столицы. Он загорелся идеей воссоздать лицо старой, навсегда ушедшей Москвы. Такая задача могла быть по плечу только человеку, который совмещал в себе дар художника и учёного-археолога. Аполлинарий Михайлович Васнецов и был таким. К каждой картине «московского цикла» (а их было создано 125) художник готовился долго и тщательно. Во время работы над картиной он мог часами увлечённо рассказывать о княжеских междоусобицах, народных восстаниях, о страшных и удивительных событиях прошлого. Рассказывал так ярко и образно, как будто сам был их очевидцем. Многие работы художника с глубоким драматизмом показывают происходившие в стране страшные события – опустошительные набеги кочевников, опричнину, смутное время.
В 1900-е годы А. М. Васнецов входит зрелым мастером, талант которого признан в России и за её пределами. Ему присваивают звание академика Петербургской Академии художеств. В быту был непритязателен, одевался просто. Близкие никогда не видели его за праздным занятием, был всегда занят чем-то полезным и вёл жизнь скорее учёного, чем художника.
Зимой 1918 г. в голодной и холодной Москве А. Васнецов словно пытается согреться самым дорогим – воспоминаниями из детства: «Рябово. Начало мая», «Наш дом», «Мельница Батариха», «Баня зимой». Своего рода эпилогом его творчества стала картина «Шум старого парка». Это картина-воспоминание о прекрасных подмосковных усадьбах, в которых художнику довелось жить и творить, об ушедшей безвозвратно юности.
А. М. Васнецов умер 23 января 1933 г. на 77-м году жизни. Его похоронили на Введенском кладбище рядом с могилой брата, друга и учителя Виктора Васнецова. В истории русского искусства Аполлинарий Михайлович Васнецов остался самобытным художником, по картинам которого можно изучать историю нашей страны. Историк искусства Александр Бенуа писал: «Его виды Старой Москвы, являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном отношении. В них он, подобно своему брату, сумел разгадать коренную русскую, окончательно в наше время исчезающую красоту, вычурную старинную прелесть целой безвозвратно погибшей культуры».
Информация подготовлена заведующей отделом литературы по искусству И. Н. Овчинниковой.
Перечень репродукций.
2. Родина (1886)
3. Н. Д. Кузнецов «Портрет художника Аполлинария Михайловича Васнецова»
4. Вид усадьбы «Ахтырка» (рядом с имением Абрамцево) (1880-1886)
5. Серый денёк (1883)
6. Церковь Цминда Самеба. Кавказ (1895)
7. Движение пешеходов и экипажей на Воскресенскому мосту в XVIII веке (1926)
8. Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. (1913)
9. Шум старого парка (1926)
10. Московский Кремль при Иване III (1921)
- 1304 просмотра