КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Антонис Ван Дейк.

07.06.2018 | 110 просмотра(ов)

Браун, Кристофер

Ван Дейк : [ Перевод с английского]. – М. : Искусство, 1987. – 237 с. : ил.

В начале XVII века в Антверпене, крупном торговом центре Фландрии, поселился выдающийся художник Питер Пауль Рубенс, провозглашённый в Европе королём живописцев. Все художественные силы страны – художники, гравёры, резчики – работали на его грандиозную мастерскую. Среди помощников Рубенс особенно выделял красивого юношу с изящными манерами. Это был сын богатого купца Антонис Ван Дейк. Мастер по-отечески давал наставления юному дарованию и с гордостью видел, как его ученик превращается в первоклассного живописца. Несмотря на юный возраст Ван Дейк ни в чём не уступал маститым художникам, с блеском исполняя портретные композиции.

Осознавая свою привлекательность, уверенной рукой мастера Ван Дейк пишет автопортрет, с которого смотрит на зрителя молодой художник-аристократ. В течение жизни он напишет множество автопортретов, на которых облик его почти не меняется, а внутренняя жизнь остаётся скрытой от зрителя. Красавец-художник наделяет и жаждущих получить свой портрет простоватых антверпенских купцов одухотворёнными лицами, и белыми безупречными руками, передавая им долю собственной благородной светскости. Это льстило заказчикам, от которых теперь не было отбоя.

Но амбициозному молодому мастеру успеха у жителей родного города было мало. Он решает уехать из Антверпена, чтобы завершить образование, путешествуя по Италии, и изучая там творения великих живописцев прошлого. На родине Тициана, Рафаэля и Веронезе его принимают как триумфатора. Ван Дейку открыты аристократические гостиные Генуи, Венеции, Палермо. Художник создал здесь блестящие обстановочные портреты-картины. Перед зрителем предстаёт романтизированный мир изысканной аристократической красоты, одновременно величественной и непринуждённой. Несколько удлинённые в пропорциях фигуры в рост изображены на фоне роскошных генуэзских дворцов с открытыми  террасами. Прекрасны стройные женщины в тяжёлых драгоценных платьях со шлейфами и большими воротниками из накрахмаленных кружев.

Обогащённый итальянскими впечатлениями, спустя 5 лет художник возвратился на родину. Момент для этого был выбран самый благоприятный. Рубенс надолго уехал с дипломатической миссией. В его отсутствие Ван Дейк становится «первым художником Нидерландов». Его наперебой зазывают к себе европейские государи. Принц Вильгельм II Оранский вызывает его в Гаагу, кардинал Ришелье в Париж, герцог Бекингем в Лондон; среди его заказчиков шведский король Густав-Адольф и Карл Людовик Баварский. Путешествуя по Европе и работая с клиентами из разных стран Ван Дейк не испытывал трудностей с переводом, поскольку с юности владел,  кроме родного фламандского, испанским, французским, английским и итальянским языками.

В 1632 году художник принимает решение, определившее его судьбу и место в истории мирового искусства. Он навсегда переезжает в Англию. Там у Ван Дейка не было соперников: школа изобразительного искусства ещё не сформировалась, и художнику не нужно было угождать национальному вкусу. Английский король Карл I предоставил Ван Дейку для обустройства в Лондоне условия, не имевшие прецедентов в истории монаршего меценатства. Художник получил должность «главного живописца на службе их величества», дворянский титул и золотую цепь рыцаря.

Он писал короля таким, каким Карл сам хотел войти в историю: человеком неоспоримого авторитета, высокой культуры, покровителем искусств. Карл I и королева Генриетта Мария были в восторге от нового придворного живописца и не уставали ему позировать. Ван Дейк создал 35 портретов короля и не меньшее количество изображений королевы и детей венценосной четы. Король и королева горячо любили друг друга, и придворные поэты возвели этот пример в настоящий культ супружеской любви.

Генриетта французская красавицей не была. Однако Ван Дейк умел сгладить недостатки её внешности, подчёркивая лучшее, что в ней было, - большие чёрные глаза, и умение элегантно одеваться в оранжевые и голубые цвета всех оттенков. Один из лучших портретов – «Генриетта Мария со своим карликом сэром Джефри Хадсоном». Королева стоит на ведущей в сад лестнице в голубом шёлковом платье, предназначенном для прогулок и  широкополой шляпе из чёрного фетра. Королевская корона лежит рядом на парчовом занавесе. Она взяла на прогулку своих любимцев: карлика и обезьянку, забравшуюся к нему на плечо. Генриетта Мария обладала живым нравом, любила светские развлечения, празднества, маскарады. Сэр Джефри Хадсон привлёк её внимание, когда вылез из пирога на торжественном обеде, устроенном в честь королевской четы.

Карлу I и его придворным нравилось, как гениальный художник воплощает в живописи идеал аристократа, сложившийся в английском обществе. Элегантная непринуждённость позы, горделивая осанка, благородство внешнего облика и внутренняя утончённость – эти черты неизменно подчёркиваются во всех портретах, вне зависимости от того, обладал ими запечатлённый художником человек на самом деле или нет. Идеализируя модель, Ван Дейк не приукрашивал черты лица, но умел создать для него драгоценное обрамление. Виртуозно выписаны детали костюмов: белоснежный атлас, мерцающий шёлк, сияние парчи и драгоценных украшений.

Иногда заказчики желали видеть портрет, в котором был заключён какой-то дополнительный смысл или аллегория. Так посланник Савойского дома аббат Скалья запечатлён коленопреклонённым перед Богородицей с Младенцем. В чертах лица Девы Марии современники  видели сходство с Христиной Савойской, сестрой английской королевы. С традиционным кротким образом Приснодевы это лицо не имеет ничего общего. Напротив, здесь изображена женщина высокомерная, которая привыкла к поклонению людей, стоящих ниже неё на социальной лестнице.

За 10 лет работы в Лондоне Ван Дейк написал более 350 портретов, запечатлевших образ обречённого двора Карла I: меланхолического рыцарственного короля и его изнеженных, пышно разодетых придворных. Художнику не суждено было знать, что этот мир придворной культуры погибнет в огне английской революции, кульминацией которой станет казнь Карла I в 1649 году.

Скончавшегося в 1641 году в возрасте 42 лет великого портретиста похоронили в главной английской церкви – лондонском соборе св. Павла. Этой чести сэр Антонис Ван Дейк удостоился за создание великолепной галереи современников. Посмертная слава живописца превзошла прижизненную. Ван Дейк считается основоположником английской школы портрета. Заложенные им  традиции сохраняются в западноевропейском искусстве в течение столетий. 

Русский