Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.
Роу, Д. Антонио Гауди. - М.: Белый город, 2009. - 207 с.
«Оригинальность означает возвращение к природе вещей»
( А. Гауди)
Творчество испанского архитектора Антонио Гауди (1852-1926) удивляет поразительной фантазией. Он создал 18 архитектурных шедевров, большую часть из которых воплотил в Барселоне.
Плавность, обтекаемость, отсутствие прямых линий и острых углов, яркие цвета – всё, что характерно для архитектуры эпохи модерн, - Гауди словно одухотворил. Он создал свой собственный стиль. Это скорее синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Постройки Гауди являют тесное родство с природными и живыми формами. «Подобно да Винчи, я верю, что падение нравов наступает тогда, когда человек перестаёт смотреть на природу», - говорил мастер.
С постройки дома Висенс (1878-1888) в «неомавританском» стиле начинается столь характерная для Гауди игра с возможностями керамики. Он использовал целые куски и маленькие фрагменты цветной глазури, создавая многоцветные ковры на стене.
«Домом костей» называют барселонцы Дом Батло (1904-1906), так как овальные окна фасада обрамлены колоннами в форме костей. В этом сказалась дань уважения покровителю Барселоны св. Георгию. Балконы-черепа принадлежат жертвам дракона. Выступающая над крышей башня с крестом – это меч св. Георгия, а напоминающая чешую черепица и изогнутая линия крыши, символизируют мёртвого дракона. Поверхность между окнами покрыта круглыми керамическими плитками и кусками битого стекла разных цветов.
Парк Гуэль (1900-1914) является замечательным свидетельством гениальности архитектора. Гауди решил не вырубать деревья, а сделать их частью архитектурного образа. Так, он существенно переработал проект лестницы с тем, чтобы сохранить большую сосну. На все возражения Гауди отвечал: «Я могу сделать лестницу за три недели, но мне понадобилось бы 20 лет, чтобы вырастить такую сосну». Одно из самых оригинальных творений Гауди – «змеевидная» скамья в парке, которая подобно громадной змее, вьющейся на сотни метров, включает мозаику из разноцветного битого стекла, абсолютно разную в разное время года и при смене погоды.
Дом Мила (1906-1910) является последней завершённой работой архитектора. Барселонцы называют этот дом «каменоломней». Особенно оригинально оформление крыши-террасы. Тут и там возвышаются печные трубы и воздухопроводы, превращённые в загадочные силуэты в шлемах.
Однако главным произведением архитектора является собор Святого Семейства. Обратившись в 1883 г. к строительству храма Саграда Фамилиа, Гауди постарался вдохнуть новую жизнь в готический стиль, столь любимый им, но критикуемый за однообразие.
Мастер задумал грандиозную задачу – отобразить в зримых символах всё содержание Нового завета. 12 башен посвящены апостолам, центральная, с крестом, - символ искупительной жертвы Спасителя. Внутреннее пространство собора похоже на лес: колонны, символизирующие святых и апостолов, предстают стволами деревьев, их смыкающиеся кроны образуют купол. По замыслу Гауди собор Саграда Фамилиа должен иметь три фасада: восточный фасад – Рождества, северный – Славы, западный – Страстей. При жизни мастера был закончен лишь фасад Рождества. Архитектор прекрасно сознавал, что не может и мечтать о завершении работ при жизни. Отвечая на вопросы о продолжительности стройки, Гауди спокойно замечал: «Мой заказчик не торопится», имея в виду Всевышнего.
После смерти Антонио Гауди в 1926 г., строительство продолжили его ученики, но текучая плавность линий уступила место рубленым и грубым формам. Строительство храма постоянно прерывалось то из-за Гражданской войны, то из-за постоянной нехватки средств. Предполагаемой датой завершения возведения храма является 2026 год - год столетия со дня смерти Гауди. Хотя ещё Сальвадор Дали сказал: «Я сомневаюсь, что Саграда Фамилиа можно будет когда-нибудь достроить, если только не появится новый гений подобных масштабов, способный затмить Гауди оригинальными архитектурными идеями и придумать такие ходы, которые мы сегодня не в состоянии предугадать».
Саграда Фамилиа вызывает восхищение или недоумение, восторг или неприятие, удивление или растерянность перед грандиозностью и необычностью этого странного сооружения, не укладывающегося в рамки сложившихся представлений о храмовом строительстве. Собор Святого Семейства высится над Барселоной подобно исполинской горе, в пещерах которой растут сталактиты-колокольни, а в таинственную глубину уводят гроты-порталы.
Д. Роу в своей книге раскрывает многие интересные аспекты творчества Антонио Гауди. Кроме того, в этом великолепном альбоме собрано огромное количество фотографий произведений архитектора.
Видео: Как будет выглядеть собор Святого Семейства после завершения строительства
- 2286 просмотров