КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Альфонс Муха

19.11.2019 | 592 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

Ульмер, Рената. Альфонс Муха. 1860-1939: мастер «ар нуво» / Рената Ульмер; пер. И. А. Белинцевой. – Москва: Арт-родник, 2002. – 95 с.

Альфонс Муха (1860-1939) – один из наиболее очаровательных художников рубежа XIX-XX вв. Он вошёл в историю искусства как один из создателей стиля «ар нуво» (буквально – «новое искусство»). Муха был не только живописцем и графиком, но интересовался также скульптурой, ювелирным искусством, декором интерьера. Его очаровательные дамы в стиле «ар нуво» сегодня постоянно воспроизводятся как в монографиях по искусству, так и в рекламных плакатах как эталон красоты и изящества.

Муха родился и вырос в Моравии. В 1877 г. он пытался поступить в Академию художеств в Праге, но его не приняли, посчитав, что «автор рисунков полностью лишён таланта». В начале 1890-х гг. Муха оказался в Париже, где занимался иллюстрированием художественных и модных журналов. Спустя несколько лет ему улыбнулась удача в лице самой прославленной актрисы Франции – Сары Бернар. В 1894 г. Альфонс Муха сделал свою первую афишу для неё и её Театра Ренессанс к пьесе «Жисмонда». Эта работа стала поворотным пунктом в его карьере. Афиша, выполненная совершенно неизвестным до той поры чешским художником, сразу произвела сенсацию. Изображение прославленной трагической актрисы, богатство прекрасно подобранных цветов оказывали необычайное драматическое воздействие на всех, кто её видел. Роскошный костюм, символическая пальмовая ветвь и выполненный в виде мозаики фон, в котором угадывается нимб, – всё передавало священную атмосферу, отражавшую благоговение перед актрисой как музой прекрасной эпохи. На эту театральную афишу даже сегодня ссылаются как на первый пример совершенной концепции плаката. Сара Бернар немедленно подписала с художником шестилетний контракт.

В 1900-е гг. имя Альфонса Мухи стало синонимом славы. Театральные афиши, декоративные панно, календари, открытки, обложки журналов и книжные иллюстрации Мухи стали широко известны и снискали огромную популярность. «Стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Главной темой его творчества была женщина. Даже появилось понятие «La Femme Muchas»: прелестные нимфы, видения из «мира снов и грёз», радующие взор нежностью и грацией, со струящимися локонами распущенных волос, являлись образцом идеальной красоты.

Художник был буквально засыпан заказами, от больших контрактов, таких как роспись павильона Боснии и Герцеговины для Всемирной выставки в Париже, до рекламы шампанского, мыла и кондитерских изделий. Внушительными тиражами печатались его декоративные панно – серии из четырёх изображений («Времена года», «Цветы», «Искусства», «Звёзды»).

Композиции в виде медальонов («Византийские головы» – «Блондинка» и «Брюнетка») принадлежат к наиболее впечатляющим творениям Мухи. Их очарование кроется в роскошных фантастических головных уборах, воскрешающих исчезнувшее великолепие византийской культуры.

Среди наиболее прелестных произведений выделяются и фантастические ювелирные изделия, которые парижский ювелир Жорж Фуке выполнил по эскизам Мухи. Они были составлены из большого числа компонентов и соединяли множество техник и материалов.

Содружество Фуке и Мухи впоследствии произвело ещё одну сенсацию: фасад и внутреннее оформление ювелирного магазина Фуке в Париже. Создавая экстравагантный интерьер как обрамление для дорогих изделий прославленного ювелира, Альфонс Муха в результате представил прекрасный пример синтеза искусств, к которому стремились сторонники «ар нуво».

Но к 1902 г. «ар нуво» уже миновал зенит своей славы, и художественные вкусы начали меняться. В 1904 г. Муха принял решение уехать из Парижа в США, где поначалу его ожидали новые заказы, которые он брал из чисто финансовых соображений. Ему нужны были средства для осуществления постепенно созревающих патриотических художественных замыслов. Помыслами мастер всегда оставался с родной Чехией. Муха был горячим приверженцем панславизма и мечтал написать картины, посвящённые истории славянских народов. В 1910 г. художник возвратился на родину, в Прагу. Более 18 лет Муха работал над картинами, объездил все славянские государства, посетив Москву в 1914 г. В двадцати монументальных полотнах (каждый размером 6 х 8 метров), составляющих «Славянскую эпопею», художник сочетал действительность с фантазиями: над нашими пра-предками парят огромные ипостаси древних языческих богов, потом их сменяют христианские святые. Одна из картин была посвящена отмене крепостного права в России. Когда Альфонс Муха преподнёс в 1928 г. цикл картин «Славянской эпопеи» городу Праге, его постигло глубокое разочарование. Стиль и образы его работ были осуждены как реакционный академизм, а темы – как форма национализма, обходящая факты истории.

После десятилетий почти полного забвения Муха оказался среди тех, кто был заново открыт, когда вновь пробудился интерес к искусству рубежа XIX-XX вв.

Русский