КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Александровский ампир

08.11.2019 | 74 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

Бедретдинова, Лариса Мерсатовна.
 Александровский ампир / Л. М. Бедретдинова. - Москва : Белый город, 2008. - 47, [1] с. : ил. ; - (Эпохи. Стили. Направления).

Время правления Александра I – 1801-1825 годы – в истории русского искусства часто называют эпохой ампира и рассматривают как завершающую стадию развития русского классицизма. Название «ампир» возникло во Франции (от франц. еmpire – империя), и подчёркивает связь стиля с имперской политикой Наполеона, стремившегося к господству над всей Европой. После того как в 1804 году Наполеон был провозглашён императором в искусстве становятся популярны символы имперской власти, процветания, военной силы и могущества. Культура французского императорского двора быстро распространяется по всей Европе. Несмотря на то, что Наполеон и Александр I были военными противниками, многие формы французского ампира получили развитие в русском искусстве. В употребление вошло словосочетание «русский ампир».

Ведущим видом искусства в Александровскую эпоху стала архитектура. Архитекторы того времени стремились не просто строить отдельные здания, но создавать архитектурные ансамбли. Это содействовало решению важных градостроительных задач, а также расцвету оформления интерьера и прикладных видов искусства, связанных с архитектурой.

Плодом деятельности архитекторов начала XIX века стал Петербург. Площади, улицы, отдельные здания северной столицы соединились в единый образ величественный в своей торжественной протяжённости. Широкое русло Невы открывает для обозрения большие пространства и обширные перспективы, вокруг него организуются почти все основные ансамбли города.

В правление Александра I построены здание Биржи на Васильевском острове, Адмиралтейство, здание Главного штаба на Дворцовой площади, Михайловский дворец, а также главный храм Александровской поры – Казанский собор на Невском проспекте. Конкурс на разработку проекта собора прошёл в 1799 году ещё при отце Александра Павле I, по желанию которого за образец следовало взять собор святого Петра в Риме и его площадь. Почти сразу после завершения строительства Казанский собор стал памятником войны 1812 года. В нём хранились многочисленные военные трофеи: знамёна и штандарты, ключи от взятых крепостей и городов, жезл маршала наполеоновской армии Даву, в 1813 году в северном приделе собора был похоронен генерал-фельдмаршал М. И. Кутузов.

Значительные изменения происходят в эти годы и в облике Москвы. Быстро справиться с последствиями пожара 1812 года в Москве была призвана Комиссия для строений. Благодаря её деятельности территория вокруг Кремля начала превращаться в парадную часть города. Грязное и болотистое русло реки Неглинки, протекавшей вдоль стены Кремля, заключили в подземную трубу. На её месте появились Александровский сад, Театральная площадь, Неглинный проезд. Вокруг Кремля и Китай-города возникло полукольцо площадей, которые направляли уличное движение и открывали виды на храм Василия Блаженного, стены Кремля, здания Манежа и университета. На месте разрушившейся стены Белого города появилось кольцо бульваров, а вал Земляного города заменён на кольцо садовых улиц.

Архитектура Верхних торговых рядов, построенных по проекту О. И. Бове, стала фоном для памятника Минину и Пожарскому скульптора Мартоса, который был открыт в 1818 году на Красной площади. Центральный эпизод монумента – призыв Минина, обращённый к страдающему от ран князю Пожарскому, собрать силы и подняться на защиту Отечества. Победа в душе героя чувства гражданского долга – излюбленная трагедийная тема неоклассицизма, и скульптор показывает кульминационный момент колебаний перед принятием окончательного решения, раскрытый в диалоге двух персонажей. Минина и Пожарского объединяет меч, как символ единства чувств и намерений героев, композиционный узел монумента. В контексте русской истории союз Минина и Пожарского символизировал национальное единство, объединение сословий в борьбе с наполеоновским вторжением. В памятнике Мартоса вооружение персонажей согласно традициям классицизма стилизовано под древнеримское. Вместе с тем, в античное (как образец и эталон) внедряются элементы национального, древнерусского. Так на щите Пожарского изображён образ Спаса Нерукотворного.

В 1819 году в Россию из Англии приехал живописец Джордж Доу, чтобы выполнить серию портретов героев Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов для военной галереи в Зимнем дворце. Созданная К. И. Росси, она входила в ряд особо парадных помещений. Идея создать специальный портретный зал во дворце возникла у императора под впечатлением от галереи Ватерлоо в Виндзорском замке, который он посетил во время пребывания в Англии. Всего Дж. Доу при участии русских живописцев написал 332 портрета. Они были объединены Росси в несколько больших групп. Их разделяли три портрета в рост. В торце галереи помещался конный портрет императора, в середине двух других сторон – портреты М. И. Кутузова и М. Б. Барклая де Толли. Галерея сохраняла память о военных событиях как о времени общенационального единения, в основе своей близкого русской идее соборности, и не случайно принцип расположения портретов напоминает иконостасную структуру.

Русский