Леонард, Д.Н.
Мир Гейнсборо. 1727-1788 / Джонатан Леонард. - М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. – 191 с. : цв. ил. - (Библиотека искусства).
В начале 18 столетия Великобритания вступила в свой золотой век. Экономический рост сопровождался расцветом культуры. Исправлялись нравы, рос уровень образования, появилась национальная школа живописи. Из солидного списка английских художников выделяется имя Томаса Гейнсборо, живописца, отмеченного печатью гениальности. Он не стремился делать карьеру для повышения статуса в обществе, а был весельчаком и гулякой, никогда не считавшим денег. Но именно ему выпал жребий стать самым прославленным портретистом 18 столетия.
Будущий художник появился на свет в 1727 году в Содбери. Отец его Джон Гейнсборо торговал сукном. Он не был джентльменом, но отличался экстравагантностью, брал уроки фехтования и носил шпагу. Ум и предприимчивость не спасли его от банкротства. Отсутствие денег у родителей на образование детей не стало препятствием для развития гениальности Томаса. Учился юный гений без особого рвения, и на занятиях рисовал портреты одноклассников, которые в благодарность делали за него уроки. Когда Тому стукнуло 13, он оказался избавлен от дальнейшей зубрёжки и был отправлен в Лондон для получения художественного образования. Молодой человек жадно впитывал впечатления столичной жизни, но, будучи личностью утончённой и восприимчивой к прекрасному, из всех увеселений предпочитал музыку и театр. Живя в Лондоне, Том не забывает навещать родной Содбери. Во время одного из визитов домой он знакомится с прелестной Маргарет Барр. Происхождение её было окутано тайной. Говорили, что в её жилах течёт королевская кровь. Благодаря этому, взяв в жёны Маргарет, юноша был вознаграждён не только её рукой, но и двумя сотнями фунтов годовой ренты в придачу. Эти деньги избавили его от унылой необходимости зарабатывать на жизнь живописью. Независимость позволяла ему экспериментировать, следуя собственной фантазии.
Когда у молодой пары появились дети – Мэри и Маргарет, подумать о заработке всё же пришлось. Гейнсборо поселяется в Ипсвиче - провинциальном центре, привлекавшем состоятельных землевладельцев со всей округи. Деревенские сквайры жили в усадьбах, а для развлечения в промежутках между охотой они надевали пудреные парики, наряжали своих дам и устремлялись в город, где имелись модные лавки и весёлые кабачки, давались концерты и балы.
Художник в Ипсвиче был редкой птицей. По этой причине происходили курьёзные случаи. Некий помещик, прослышав, что в городе появился живописец, послал за ним слугу. Когда Гейнсборо пришёл, эсквайр стал подсчитывать, сколько материала потребуется для окраски окон и дверей: живописца приняли за маляра.
Заказчиков, жаждущих получить свой портрет, было не много, и Гейнсборо в свободное время писал свою семью. На одном из портретов его дочери ловят бабочку. Не утруждая себя завершением картины, художник едва наметил детали одежды, но тщательно выписал детские личики и белую бабочку, присевшую на цветок чертополоха. Следуя моде на картины, содержащие сложные аллегории, он наделяет композицию нравоучительным смыслом. Поскольку листья чертополоха усеяны колючками это растение считали прибежищем дьявола. Нежная белая бабочка - невинная душа, устремившаяся в его сети. Малышка Маргарэт бросилась за бабочкой, не зная как опасен чертополох. Её старшую сестру Мэри удерживает страх перед колючками, но любопытство слишком сильно. Любящий отец знает, как много в мире искушений и опасностей. Этот, один из лучших детских портретов в истории живописи, был подарен местному священнику. Гейнсборо не скупясь раздаривал свои картины друзьям, и до конца жизни оставался столь же щедрым.
Прожить на доходы от продажи картин в провинции было трудно, и Гейнсборо перебирается в Бат – модный зимний курорт. Золочёные экипажи герцогов и графов были на его улицах обычным зрелищем. Эту публику привлекали горячие источники, вода из которых считалась панацеей от всех болезней. Конкурентов у Гейнсборо в Бате не оказалось. Но работа над светскими портретами тяготила его. Тщеславные модели считали себя привлекательнее, чем это было в действительности, и пытались руководить художником. «К чертям всех джентльменов! – вспылил однажды Гейнсборо. - Они думают, что вознаграждают вас своим обществом и вниманием. Но я-то знаю, что именно достойно в них почтения – это кошелёк. Что до сердца, его у них редко можно найти».
В 1768г. в Лондоне была учреждена Королевская Академия художеств. Гейнсборо становится одним из её основателей. Он принимает участие в академических выставках, но успеха у искушённой столичной публики не получает. На портретах он изображает модель без прикрас, но заказчики хотели видеть совсем иное. Аристократические семейства гордились картинами фламандского художника 17 века Энтони Ван Дейка в своих владениях. В образах английской знати в исполнении этого художника, заложена романтическая идея высокого предназначения. Изучив стиль Ван Дейка, Гейнсборо начинает применять свой опыт на практике. Отныне мужчинам и женщинам на его портретах присуща элегантность и аристократическая осанка, передать которую никому не удавалось со времён Ван Дейка. Новый стиль пришёлся по вкусу, и Гейнсборо решается на переезд в Лондон, где живописцы пользовались популярностью. Новости из жизни художников читателям газет казались самыми злободневными, а на художественные выставки набивались толпы народу. Когда Гейнсборо и его друг актёр Дэвид Гаррик совершали визит в аукционный дом Джеймса Кристи, тот говорил, что их шутки и розыгрыши поднимали цены на картины как минимум на 15%. На кисть Гейнсборо огромный спрос. Даже королевская семья мечтает получить картины его работы. Через мастерскую художника проходит масса людей: иных он пишет равнодушно. Но, если человек возбуждал в нём вдохновение, кисть Гейнсборо творила чудеса. Нет в живописи женщин прекрасней, а мужчин обаятельней, чем те, кого осенило поэтическое внимание этого мастера.
Гейнсборо обожал театр, дружил с актёрами и писал многочисленных его див. Многие из этих чаровниц были к тому же и дамами полусвета. На языке эпохи их называли «крейсерами с берегов Кипра». Одной из них могла быть «Дама в голубом» - единственная в России картина Гейнсборо из коллекции Эрмитажа. У неизвестной красавицы мечтательный взгляд. Её тонкая шея и голова склоняются подобно цветку на гибком стебле, словно не в силах вынести тяжести причёски. Мы не знаем, кто эта таинственная незнакомка: реальная женщина или мечта.
Несмотря на обеспеченную жизнь в столице, в душе он оставался провинциалом и мечтал возвратиться в любимые окрестности Содбери, где, будучи юношей, писал этюды. Не имея возможности писать пейзажи с натуры, художник выкладывает на столе миниатюрные леса, используя кочерыжки брокколи вместо деревьев. В его пейзажах появляются крестьянские ребятишки с нежными личиками и загрубевшими руками. Гейнсборо и его жена любили детей, и мечтали взять крестьянского мальчика на воспитание. Но все попытки заканчивались неудачей. Семейная жизнь четы Гейнсборо, возможно, и не была усеяна розами, но его привязанность к жене была неизменной. По преданию, он каждую годовщину свадьбы писал её портрет. Несмотря на размолвки, супруги всегда были опорой друг другу. Вспыльчивый Гейнсборо, если и обижал, то сейчас же писал извинительную записку, подписывая её именем любимой собачки – Фокс и адресуя спаниелю жены. Фокс брал записку и относил её адресату.
В 1788 году Гейнсборо было 60 лет, и его талант находился в самом расцвете, когда у него внезапно возникло предчувствие скорой смерти. Спустя много лет, прошедших со дня смерти художника, можно сказать, что с именем Гейнсборо связаны наивысшие достижения в области портретной живописи 18 столетия. Он не просто создал замечательную галерею образов британских аристократов, военных, актёров, музыкантов. На своих портретах, а их более 700, Гейнсборо запечатлел сам дух и очарование Англии 18 века.
Мы приглашаем Вас познакомиться с книгой «Мир Гейнсборо» в отделе литературы по искусству.
- 2778 просмотров