Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна продолжает оцифровывать книжные раритеты. В электронный формат переведены книжные памятники из коллекции краеведческой литературы отдела редкой книги. Эти издания до сих пор были доступны лишь исследователям и специалистам, а теперь их может увидеть каждый на экране смартфона или компьютера.
Для интересующихся историей православия в Поволжье и Марийском крае будут интересны редкие издания:
- Малов Е. А. Мироносицкая пустынь Казанской епархии. История пустыни и современное ее состояние (Казань, 1896).
Евфимий Александрович Малов (1835–1918), протоиерей, профессор Казанской духовной академии, миссионер, духовный писатель.
- Руфимский П. М. Черемисский Михайло-Архангельский мужской общежительный монастырь, Казанской губернии, Козмодемьянского уезда: Историческое описания и современное его состояние (Казань,1897).
Руфимский Порфирий Митрофанович (1866–1923), деятель православной церкви, священник-протоиерей, церковный писатель, в годы Первой мировой войны был полковым священником, позднее – главным пресвитером Западного фронта.
Книги содержат ценную информацию о возникновении и становлении монастырей, возведении монастырских храмов, подворий, расширении земельного фонда и об отношении местного марийского населения к вновь появившимся православным обителям.
Приводятся подробности повседневной жизни монашествующих, которая состояла не только из ежедневных молитв, церковных служб, крестных ходов, соблюдения различных православных обрядов, но и хозяйственной деятельности. Это полевые работы, огородничество, садоводство, пчеловодство и цветоводство, заготовка кормов на зиму для домашнего скота, заготовка дров, ремонт хозяйственных и жилых помещений. Всё это требовало от настоятелей и монахов постоянного напряжения сил в течение года.
Всеми необходимыми продуктами монахи старались обеспечивать себя сами. Здесь жили и трудились настоящие мастера своего дела – ложкари, плотники, столяры, бондари, работники кожевенного производства и другие. Своим умением они славились и за пределами обители.
Монастыри Марийского края играли ведущую роль в духовном просвещении местных народов. Почти в каждом из них была школа, а также богадельни и миссионерские приюты. Монастыри были центром духовной жизни, куда стекалось множество паломников, желающих получить нравственную и духовную поддержку.
Материал подготовила заведующая отделом редкой книги Н. А. Ванюшкина
- 1381 просмотр