КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА. КОГДА ГОВОРЯТ ПОРТРЕТЫ (К 185-летию И. Н. Крамского)

25.06.2022 | 804 просмотра(ов)

В июне этого года исполнилось 185 лет замечательному мастеру портрета Ивану Николаевичу Крамскому (1837-1887).

Отдел литературы по искусству приглашает посетителей библиотеки познакомиться с книжной выставкой «Когда говорят портреты», на которой представлена портретная живопись художника, издания, рассказывающие об истории написания картин, личностях портретируемых, их характерах и судьбах.

1. «Автопортрет» (1867). И. Крамской был известен как зачинщик так называемого «бунта 14», когда произошёл открытый конфликт с руководством Академии художеств, сохранявшим старые методы обучения. 14 студентов Академии, отстаивая право работать над выполнением своих собственных творческих замыслов, вышли из Академии и создали петербургскую Артель художников – первое самостоятельное объединение художников-реалистов в России. Крамской писал: «Это был единственный хороший день в моей жизни, честно и хорошо прожитый!» Душой объединения стал И. Крамской. В то время он был таким, каким видим на портрете: скромно одетый молодой человек, с одухотворённым лицом, с проницательными серыми глазами. Во всём облике ощущается непреклонность и уверенность в себе, те черты характера, которые будут укрепляться в дальнейшей его жизни.

2. В живописи И. Крамской являлся замечательным мастером портрета, лучшими из которых стали те, которые заказывал известный коллекционер П. М. Третьяков – богатый купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной художественной галереи. У П. М. Третьякова был грандиозный замысел: создать галерею портретов великих деятелей русской культуры. Среди написанных Крамским портретов его современников – известных писателей и поэтов, художников и артистов – выделялся «Портрет писателя Л. Н. Толстого» (1873). Первоначально писатель ответил отказом на просьбу художника позировать ему. Масса доводов о необходимости написания портрета не помогала. И тогда был приведён последний аргумент: если портрет не понравится Льву Николаевичу, Крамской обещал его уничтожить. Согласие на проведение нескольких сеансов было получено. Композиция картины проста и строга. Писатель, одетый в просторную блузу, сидит в кресле, сложив руки на коленях. Чуть упрямый наклон головы, высокий лоб философа, слегка сдвинутые брови, взгляд, углублённый в себя. Художник сумел передать главное – перед нами великий мыслитель, ощущается напряжённая работа ума, могучий интеллект. Крамской успел написать голову, а вот фигуру пришлось дописывать с блузы писателя, набитой соломой (Толстой, сославшись на дела, уехал из Ясной Поляны). Интересно то, что, когда Крамской писал портрет писателя, тот в свою очередь писал в уме портрет художника: не живописный, а литературный. Известно, что И. Крамской послужил прообразом художника Михайлова в романе Л. Толстого «Анна Каренина».

3. Среди героев портретов художника были и члены императорской семьи, генералы и адмиралы, люди богатых сословий, но особое место в творчестве Крамского занимали люди из народа. «Народ – неисчерпаемый источник творческого вдохновения», - писал художник. Светлый, мягкий образ предстаёт в портрете известного сказителя Мины Моисеева (1882). Изображён добродушный старик, «соль земли», настоящий работник, опирающийся на простую струганную палку. Стоит, не сдвинешь. Но доброта. Свет. Внимательный, слегка лукавый взгляд умных глаз говорит о его живом, даже несколько задорном характере. «Мой мужичок весёлый…», - скажет И. Н. Крамской.

4. И. Н. Крамской много писал свою жену Софью Николаевну, в браке с которой родилось шестеро детей: 5 сыновей и дочь (двое сыновей умерли в раннем детстве). Художник создавал портреты всех своих детей, но дочь любил особенно сильно. На портрете 1882 г. изображена Соня, грациозная, стройная, естественная. Она в то время увлеклась живописью, и отец стал давать ей уроки. Впоследствии именно Соня пошла по его стопам и добилась успехов на художественном поприще. Но судьба её сложилась трагично. Это предвидел и сам И. Крамской: «Девочка, а как сильна, как будто уже мастер. Подумаю иногда, да и станет страшно… Личная жизнь грозит превратиться в трагедию». Так оно и случилось: помолвка с любимым человеком расстроилась; выйдя замуж за Г. Ф. Юнкера, рано овдовела. После революции 1917 г. работала художником в различных организациях, устраивала на работу «бывших дворян», «смолянок» и офицеров царской армии, не эмигрировавших из России. За что и была арестована по 58-й статье – «контрреволюционная пропаганда». Была отправлена в ссылку на 3 года в Сибирь, где заболела тяжёлой формой паралича. Скончалась в 1933 г.

5. «Неизвестная» («Незнакомка», «Русская Джоконда») – это одна из самых известных картин, своего рода визитная карточка И. Н. Крамского. Название оправдывает себя: до сих пор о «Неизвестной» неизвестно ровным счётом ничего. Писатель Пётр Боборыкин сообщал в «Биржевой газете» от 24 марта 1883 г.: «Дама в коляске, в час прогулки по Невскому, от 3-х до 5 часов пополудни, в бархатном платье с мехом, величественной смуглой красотой полуцыганского типа…» Сбоку остаётся Аничков дворец, покрытый снегом. На фоне светлого зимнего неба чётко смотрится гордо откинутая голова молодой красивой дамы, изысканно и дорого одетой по последнему слову моды того времени. Она спокойно и холодно взирает на окружающих. Её горделивая осанка подчёркивает некоторую надменность и высокомерие. Многие подходили к художнику и спрашивали, кто ему позировал. Но Крамской отмалчивался, и поэтому решили, что это портрет не какой-то конкретной дамы, а картина, созданная воображением художника.

6. Необходимость постоянно писать портреты тяготила И. Н. Крамского. Ему хотелось создать картину не на заказ, а в соответствии со своей собственной идеей. Такой картиной стала «Христос в пустыне» (1872) – единственное законченное произведение на евангельский сюжет. Посреди голой, безлюдной пустыни сидит на камне человек, погружённый в глубокую думу. Ему предстоит выбрать свой жизненный путь. Зло, царящее в мире, человеческие несчастья и беды – вот что волнует его. А он жаждет для людей добра и справедливости. Но как этого достичь? Можно пойти разными путями. Этот человек выбирает трудный, трагический путь: он решает обречь себя на гибель ради людей, принести в жертву во имя добра. Образ Христа у Крамского более земной, человеческий, нежели божественный. Да и сам художник говорил: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека». И именно «глубоко думающий человек» заставил многих людей задуматься о нравственном выборе своего жизненного пути.

Сколько всего портретов написал Крамской – неизвестно. Считается, что больше 700. Принципиальный, справедливый и чуткий, отличающийся пытливым умом, он стал вождём целого поколения художников. Известный критик В. В. Стасов отмечал: «Даже если бы Иван Николаевич оставил после себя только свои картины, он уже был бы увековечен в нашей культуре. Но, пожалуй, главным его созданием является общество передвижников художников, которое он организовал и возглавлял столько лет».

Общество, сделавшееся синонимом русского реалистического национального искусства.

 

Выставка работает до 15 июля 2022 г.

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

Русский