ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «СОКРОВИЩНИЦА РУССКОГО ИСКУССТВА» (репродукции) (К 165-летию основания Государственной Третьяковской галереи)

04.07.2021 | 1398 просмотра(ов)

«Я как-то невольно верую в свою надежду:

    наша русская школа не последнею будет»

(П. М. Третьяков)

В этом году исполняется 165 лет главной сокровищнице русского искусства - Государственной Третьяковской галерее. По мнению многих исследователей советского и постсоветского периодов, датой её основания принято считать 1856 год, когда Павел Третьяков приобрёл первую картину современного ему русского художника Н.Г.Шильдера «Искушение».

Как и все коллекционеры на исходной стадии собирательской деятельности, Павел Михайлович начинал с малого. Первые приобретения- гравюры и литографии с интересными сюжетами - Третьяков осуществил на Сухаревском рынке. Молодому купцу исполнилось только 20 лет и до финансовой самостоятельности было ещё далеко. Но уже в последующие годы он покупает 9 картин старых голландских художников. Дочь Третьякова, Александра Павловна Боткина, писала: «Были ли все эти картины оригиналами – сказать трудно. Впоследствии Павел Михайлович говорил, что купив их, он сразу понял, что слишком мало имеет знаний и опыта, чтобы рисковать покупать безошибочно работы старых западных мастеров, и решил приобретать только картины русских художников с выставок или от самих авторов». Посетив в юношеском возрасте петербургский Эрмитаж, Третьяков просто влюбился в живопись. Постепенно Павел Михайлович втянулся в собирательство – оно стало его жизнью, его призванием. Ежегодно в коллекцию Третьякова поступали десятки, а то и сотни работ. При всей своей расчётливости Павел Михайлович не останавливался даже перед очень крупными тратами. Он покупал заинтересовавшие его картины, невзирая на мнения авторитетов, шум критики и недовольство цензуры. Любопытное свидетельство этому оставил художник Михаил Нестеров. Появление на выставке его картины «Видение отроку Варфоломею» вызвало горячие споры, было много её хулителей и недругов. Они обратились к Третьякову с тем, чтобы он отказался от своего желания купить эту картину. Павел Михайлович молча выслушал обвинения и, поблагодарив за сказанное, ответил, что картину оставляет за собой, поклонился и тихо отошёл к следующей работе.

Живописцы, молодые и знаменитые, мечтали, чтобы Третьяков увидел их произведения и приобрёл для коллекции, потому что уже сам факт покупки картины Третьяковым был актом общественного признания таланта художника. Многие недоумевали: что заставило преуспевающего купца на протяжении нескольких десятилетий тратить огромные средства, массу сил и времени на то, что он изначально создавал не для себя? Впервые мысль о желании оставить после своей смерти национальную галерею Третьяков высказал в завещании, написанном в 1860 г. во время первой поездки за границу: «Прошу вникнуть в смысл желания моего, не осмеять его, понять, что для меня …, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». Третьякову в это время было 28 лет. Через 5 лет он женился, у него родилось 6 детей, а он всё продолжал собирать свою коллекцию. Она уже не помещалась в комнатах его дома. Уж насколько терпеливо относилась к его увлечению жена Вера Николаевна, но и та взмолилась: «Неужели не видишь, Павлуша, в доме житья не стало! Детям играть негде, в комнатах воздуха нет – краска, лак, скипидар. Одно из двух: либо я с детьми, либо твои картины!» В 1872г. началось строительство специального здания картинной галереи – двухэтажное, состоящее из двух больших залов, а через два года она была открыта для посетителей. В 1892г. Третьяков подарил свою галерею г. Москве. В собрании насчитывалось 1287 произведений русской живописи, 518 рисунков и 9 скульптур, а также 75 картин европейских художников (их собрал умерший брат Павла Третьякова – Сергей Михайлович). «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых» была официально открыта 15 августа 1893г. Одна из газет писала: «Говорят, будто по покупной цене картин галерея стоит полтора миллиона рублей. Подите-ка, купите её теперь по этой цене! Она является беспримерным и бесценным художественным собранием». И действительно, в «Третьяковке» собраны лучшие произведения русской живописи 18-19 столетий: «Грачи прилетели» Саврасова, «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Сурикова, «Рожь» и «Еловый лес» Шишкина, «Московский дворик» Поленова, картины Левитана, Нестерова, Крамского, Брюллова, Венецианова, Боровиковского и многих других художников.

Новый период в истории галереи начался после её национализации в 1918г. За счёт поступлений из экспроприированных частных коллекций количество экспонатов в ней к 1930г. увеличилось в 5 раз. В настоящее время коллекция ГТГ насчитывает более 100 тыс. произведений искусства. Они размещаются не только в основном здании в Лаврушинском переулке, но и в новом здании на Крымском валу.

Итак, в истории русского предпринимательства братья Третьяковы занимают одно из ведущих мест, однако вспоминать их всегда будут прежде всего не как умелых фабрикантов и торговцев, а как основателей картинной галереи. В отделе литературы по искусству к 165-летию Государственной Третьяковской галереи открыта выставка «Сокровищница русского искусства», на которой представлены репродукционные издания картин российских художников разных времён. Это произведения русских художников-передвижников, а также произведения В.Кандинского, К. Малевича, К. Петрова-Водкина и других мастеров ХХ века.

Выставка работает до 31 августа 2021 г.

 

Информация подготовлена заведующей отделом литературы по искусству И. Н. Овчинниковой.

Русский