Филиппова Анастасия Андреевна

04.07.2017 | 3023 просмотра(ов)

Филиппова Анастасия Андреевна (1912—1938), представительница первого поколения марийских профессиональных актеров.

Родилась 12 ноября 1912г. в слободе Вараксино под Царевококшайском (ныне г. Йошкар-Ола) в зажиточной семье торговца, входящего в языческую секту «Кугу сорта» («Большая свеча»). Секта преследовалась властями, в конце XIX века многие ее приверженцы были сосланы в Сибирь. Семейство Филипповых вернулось из ссылки в 1905г. и жило поднадзорно. В семье тайно и строго придерживались обрядов секты. Девочку при рождении назвали Тяви, при обязательном православном крещении нарекли Анастасией. Подростком начала писать стихи и рассказы, позднее — пьесы. Печаталась под псевдонимом В. Эвий. Большое влияние на духовный рост и эстетические вкусы А. Филипповой оказало творчество С. Г. Чавайна.

В 1927г., прибавив к своему возрасту два года, поступила в Марийскую студию музыкально-драматического искусства. В 16 лет А. Филиппова исполнила роль Клавий в музыкальной драме С. Г. Чавайна «Мукш отар» («Пасека», 1928). Созданный А.Филипповой образ главной героини отличался социальной выразительностью, психологической глубиной и драматизмом.

В 1929 г. А. Филиппова вместе с 18 выпускниками студии была зачислена в труппу созданного в октябре того же года Марийского государственного театра. В июле 1930 г. Маргостеатр принял участие в I Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР и был удостоен Диплома I степени. В показанном на конкурсе спектакле «Ильине вуд» («Живая вода», пост. 1929) А. Филиппова исполнила роль дочери Бога, в «Пасеке» — Клавий.

В 1931—1932 гг. А. Филиппова училась на драматическом отделении Центрального техникума искусств (ЦЕТЕТИС, г. Москва).

Большое влияние на становление творческой личности А. Филипповой оказал режиссер Н. Д. Станиславский. В его спектакле «Кудырчан йур» (А. Островский «Гроза», 1934) актриса сыграла роль Катерины. В работе над образом А. Филиппова шла непроторённым путем. В этой роли она вышла за рамки узконационального искусства и создала образ высокого драматического звучания, новый для марийской сцены.

Талант актрисы высоко ценил С. Г. Чавайн. Многие женские образы его пьес, в том числе образ Эвики («Акпатыр», 1935), создавались с учетом творческой индивидуальности А. Филипповой. Н. Станиславский в своих постановках часто ставил на главную роль А. Филиппову. Например, в образе Лиды (А. Корнейчук «Платон Кречет», 1935) А. Филиппова подчеркнула в характере героини душевную чистоту, энергию, порыв, некоторую резкость.

Не ограничиваясь лишь актерской деятельностью, А. Филиппова пробовала свои силы и в режиссуре. Она была режиссером-лаборантом в постановке пьесы В. Гусева «Чап» («Слава», 1936), исполнив при этом роль матери Мотылькова. Была ассистентом режиссера в постановке пьесы С.Г.Чавайна «Окса тул» («Клад», 1936), помогала режиссеру спектакля Н. Станиславскому в поиске национальных сценических приемов и комических эффектов для воплощения на сцене первого национального водевиля.

В спектакле «Свет монеты» А. Филиппова вышла на сцену в комической роли старой девы Качырий, гоняющейся за женихами. Зрители вначале даже не узнавали актрису, настолько она перевоплощалась внешне и внутренне. Рыжий лохматый парик, соответствующая этому фигура располневшей женщины с тяжелой походкой, резкий хриплый голос, завистливые злые взгляды, особая интонация — все это актриса взяла из жизни и создала характер смешной и глупой женщины, которая не только другим, но и себе портит жизнь.

Современники А. Филипповой свидетельствовали об ее удивительном даре перевоплощения. Талант ее был многогранен, а творческий диапазон так широк, что, по мнению одних, это была актриса драматическая, других — лирическая, а третьих — острохарактерная.

Актриса проработала на сцене Маргостеатра без малого десять лет. 5 апреля 1937г. состоялась премьера спектакля "Салика" по пьесе С. Н. Николаева, в которой А. Филиппова сыграла роль Марины. В 1937г. на сцене марийского театра режиссером Г. И. Иосселиани был поставлен спектакль "Как закалялась сталь" по роману Н. А. Островского, в которой А. Филиппова сыграла роль Лизы. За исполнение этой роли она была отмечена приказом директора театра "За хорошую и вдумчивую работу в спектакле...".

14 июня 1937 г. в Йошкар-Оле состоялось республиканское совещание работников искусства, на котором рассматривался вопрос: "Выявление недостатков в работе искусства в связи с разоблачением вредительской группы буржуазных националистов и пути ликвидации их остатков, и дальнейшее налаживание работы на фронте искусства". На этом совещании были выдвинуты необоснованные обвинения в адрес главного режиссера тетра А. И. Маюк-Егорова ("сын попа"), его жены А. А. Филипповой ("дочь кулака"), а также артиста В. Н. Якимова и других. Вечером 15 июня, после возвращения из гастрольной поездки в с. Куженер А. Филиппова была арестована, а 23 июня вместе с мужем она была уволена из театра. В приказе по театру сказано: "А. Филиппову, чуждую по происхождению, поддерживающую связь с родителями, проводившую разлагательную работу в театре, организующую всякие закулисные интриги, склоки и т.д. ... сего числа с работы снять, предложить ей в трехдневный срок освободить занимаемую ей квартиру театра".

В 1937г. было сфабриковано дело №9412 по обвинению двенадцати деятелей театра (А. И. Маюк-Егорова, А. А. Янаева, В. Н. Якшова, А. А. Филипповой, П. Л. Мусаевой, А.П. Мамуткина, З. И. Белкина, М. Г. Яндулова, Т. М. Карповой, Д. И. Белкина, А. П. Каргас, А. Е. Ложкина) в принадлежности к "угрофинской националистической контрреволюционной организации".

Суть обвинения - участие в контрреволюционно-террористической группе, которая по заданию Финляндии занималась диверсионно-вредительской деятельностью. В частности, Маюк-Егоров должен был при содействии "врагов" устроиться режиссером в Большой театр Союза ССР и во время спектакля убить товарища Сталина. А Филиппова "готовила террористический акт против Н. И. Ежова, который должен был приехать в Йошкар-Олу на празднование 15-летия МАО". Кажется, сущий бред. Но под пытками семь из двенадцати обвиняемых признали себя виновными. Анастасия Филиппова - нет. Нельзя не восхищаться твердостью духа 26-летней женщины, никого не оговорившей, дававшей самые краткие и только отрицательные ответы на все вопросы следователей.

После длительных допросов и пыток решением особой тройки при НКВД Марийской АССР 31 октября, в 8 часов вечера, Анастасия Андреевна Филиппова вместе с 11 другими известными деятелями театрального искусства была расстреляна.

Решением Верховного Суда Марийской АССР от 20 августа 1956 г. А.А. Филиппова была реабилитирована.

 

Более подробно узнать о нашей землячке Анастасии Андреевне Филипповой можно из литературы, которая находится в Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна.

 

Кульбаева, Н. И. Артисты Марийского театра: биобиблиогр. справочник / Н. И. Кульбаева. - Йошкар-Ола , 2005 . – С. 239-242.

Сиреневое платье // Кириллова, С. С. Наш театр / Сарра Кириллова. - Йошкар-Ола, 2007. – С. 12-15.

Георгина, М. Героини пьес С. Чавайна / М. Георгина // Певец народа. - Йошкар-Ола, 1988. - С. 90—95.

Ефимова, Н. Что век XX нам оставит? / Н. Ефимова // Марийская правда. - 1999. - 17 апр. – С. 8.

Русский