ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ. ЕВГЕНИЙ ЗАМЯТИН

20.01.2022 | 3999 просмотра(ов)

Литература русского зарубежья – ветвь русской литературы, которая возникла после 1917 года за пределами Советской России и СССР.  Она делится на три периода, соответствующие трём волнам в истории русской эмиграции: 1918-1940-е годы – первая волна, 1940-1960-е годы – вторая волна, 1960-1980-е годы – третья волна.

В новой рубрике «Литература русского зарубежья» в течение всего 2022 года   будет идти речь о первой волне русской эмиграции, которая представляла собой совершенно особое явление. За первую четверть века Россия пережила очень серьёзные потрясения – несколько революций, войн, распад государства, поэтому именно в этот период было большое количество выезжающих за пределы страны граждан. Начавшаяся в 1918 году первая волна русской эмиграции стала массовым явлением. По самым приблизительным подсчётам в изгнании оказалось около 2 миллионов граждан, среди которых было несколько сотен русских писателей. Они были вынуждены эмигрировать из России, а кое-кого просто заставили это сделать. Многие уезжали навсегда. Но в своих сердцах они увозили частицу Родины, дума о которой согревала и поддерживала их жизнь на чужбине.  Среди них было много ярких имён, посвятивших свою жизнь развитию русской литературы.

Один из известнейших писателей русского зарубежья – Евгений Иванович Замятин (1884-1937), день рождения которого отмечается 20 января.  Евгений Замятин – русский писатель, ставший знаменитым вначале за границей.  Признание же на Родине он получил намного позже. Его творческий путь пришёлся на тот период, когда талантливых людей часто подвергали гонениям. Под жернова репрессий литератор не попал, но в полной мере ощутил на себе действие системы, которая вынудила его на время покинуть родную страну.

Е. И. Замятин родился в Тамбовской губернии в семье священника. С золотой медалью окончив гимназию, поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт на кораблестроительный факультет. В студенческие годы, во время первой русской революции, принимал участие в революционном движении.

Учась успешно на инженера-кораблестроителя, Евгений пробовал себя в литературном творчестве. Здесь тоже проявился его незаурядный талант. Он стал печататься уже с 1908 года, и о молодом даровании тогда заговорили все и сразу. Большой успех пришёл к нему после выхода в свет повести «Уездное» (1913). Это очень правдивая и сильная вещь о старой дореволюционной России, где как будто остановилась жизнь, а люди не могут выпрямиться от тяжёлой жизни. В 1914 году, в самый разгар Первой мировой войны, молодой писатель закончил работу над антивоенной повестью «На куличках», в которой без прикрас рассказал об ужасных условиях существования солдат в дальневосточных военных гарнизонах. Произведение получилось довольно смелым, дерзким. И оно не осталось не замеченным властями – Замятина привлекли к суду, а номер журнала, в котором появилась повесть, был конфискован. Критики же высоко оценили повесть начинающего писателя.

Несмотря на отбывание двухлетней ссылки, Евгения Замятина, как талантливого инженера-кораблестроителя, направляют в Англию проектировать российские ледоколы. Он руководит строительством и параллельно продолжает писать. Здесь талант Замятина как писателя раскрылся с особой силой. Он написал сатирические повести «Островитяне» и «Ловцы человеков», которые отразили его впечатления от буржуазной Англии. Чуть позже вышли рассказы и повести – «Пещера», «Русь», «Рассказ о самом главном» и другие.

В Англии же у него возник замысел фантастического романа-антиутопии «Мы». Признано, что именно этот роман предопределил развитие жанра антиутопии в русской литературе. Замятин был убеждён, что сам по себе технический прогресс, в отрыве от нравственного, духовного развития, не только не способствует улучшению человеческой природы, но грозит вытеснить всё человеческое в человеке. Он описывает своё фантастико-гротескное видение общества военного коммунизма.    В его романе деспотичная власть будущего общества с жёстким тоталитарным контролем над личностью превращает человека в функцию машины, отнимает у него свободу и цинично внушает ему, что это и есть счастье.   Советская цензура, конечно же, усмотрела в произведении прикрытую насмешку над новым строем и запретила его публикацию. Полностью завершённый к 1920 году, роман был издан в 1924 году в США.  Издание романа за границей вызвало большой резонанс в Советской России. Нестандартно мыслящего писателя подвергли не то что несправедливой разносной критике, но настоящей травле. Его перестали печатать вообще, хотя к тому времени он уже был признанным писателем, мастером, наставником целой литературной группы молодых и одарённых петроградских писателей – «Серапионовы братья».

Жить стало тяжело, поэтому в 1931 году Замятин пишет письмо Сталину с просьбой разрешить временный выезд из страны. Благодаря поддержке М. Горького он смог вместе с женой эмигрировать в 1932 году во Францию. Здесь он стал сотрудничать с ведущими парижскими изданиями. Е. И. Замятин быстро обрёл популярность как автор статей о русской прозе и современном авангарде. Став знаменитым в Европе, писатель так и не добился публикаций работ у себя на Родине. Лишь спустя много лет, в 80-е годы двадцатого столетия, его произведения стали доступны русскому читателю.

Живя за границей, Е. И.Замятин эмигрантом себя никогда не считал. Писатель до конца жизни сохранял советское гражданство и жил в надежде при первой же возможности вернуться домой. К сожалению, этим надеждам сбыться не удалось. Но в 1934 году, будучи эмигрантом, был вновь принят в Союз писателей СССР. Совершенно беспрецедентный случай! В те годы основной задачей участников Союза было продвижение идей коммунизма и борьба за мир во всём мире. Этим он и занимался, выезжая с советской делегацией писателей в разные страны. И, конечно же, он продолжал писать! Уже посмертно опубликовали его исторический роман об Аттиле «Бич Божий» и книгу воспоминаний «Лица», в которой он пишет об А. Блоке, А. Чехове, Ф. Сологубе, Б. Кустодиеве, Г. Уэллсе и многих других известных людях.

 

В последние годы писателя мучил неизвестный недуг, который в точности не смогли установить даже врачи. Евгений Замятин скончался 10 марта 1937 года, ему было всего 53 года. Среди немногих друзей и знакомых, провожавших выдающегося русского писателя в последний путь на кладбище близ Парижа, была Марина Цветаева. До последнего дня Замятин говорил о своей безмерной тоске по Родине. Он очень любил Россию, и боль за неё была основным мотивом его творчества. В этом заключалась его сила как художника.

Творчество русского писателя Е. И.Замятина знают во всём мире. Его произведения включены в программы вузов и школ. Долгое время не издаваемые в России, они прочно вошли в наш каждодневный мир. Сегодня их охотно издают многие известные издательства. Книжный фонд Центра чтения Национальной библиотеки располагает произведениями Замятина в полном объёме. Они востребованы всеми категориями читателей, в том числе студентами и школьниками. Предлагаем читателям нашей библиотеки вновь и вновь обратиться к произведениям большого мастера слова. Обращаем ваше внимание и на интересный литературоведческий материал по творчеству Евгения Замятина. Некоторые книги из этого фонда были использованы при подготовке данного материала.

 

Предоставляем вашему вниманию наиболее интересные издания:

  • Замятин Е.И. Мы : романы, повести, рассказы, сказки  / Е. И. Замятин ; составитель, автор вступительной статьи И. О. Шайтанов. – Москва : Современник, 1989. – 560 с.
  • Замятин Е.И. Избранные произведения. В 2 томах / вступительная статья, примечания О. Михайлова. – Москва : Художественная литература, 1990.
  • В первый том избранных произведений Е. И.Замятина входят рассказы и повести «Уездное», «Алатырь», «Север», «На куличках», «Русь», «Ловец человеков», «Островитяне» и другие, а также сказки.
  • Во второй том входят роман «Мы», повести «Наводнение», «Бич Божий», очерки «Лица».
  • Замятин Е.И. Бич Божий : [сборник] / Е. И. Замятин. – Москва : АСТ, 2020. – 320 с. – (Русская классика).

 

Материал подготовлен гл. библиотекарем Центра чтения В. В. Зориной

Русский