Для вас, меломаны! Шекспир в музыке. К 455-летию поэта и драматурга

13.04.2019 | 2365 просмотра(ов)

Кто музыки не носит сам в себе,

Кто холоден к гармонии прелестной, —

Тот может быть изменником, лгуном,

Грабителем: его души движенья

Темны, как ночь, и, как Эреб, черна

Его приязнь. Такому человеку

Не доверяй...

У. Шекспир. «Венецианский купец».

«Шекспир - это наше всё!» Эту фразу могут повторить не только британцы, но и представители многих других наций, причём не только европейских - стоит вспомнить слова из популярного советского фильма: «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?» (к/ф «Берегись автомобиля!», реж. Э. Рязанов )

Вот уже на протяжении нескольких сотен лет Уильям Шекспир считается одним из величайших драматургов всего мира. Нет ни одной страны, где не ставились и не печатались бы его произведения. Известные поэты и писатели не раз отдавали дань уважения его гениальности, и до сих пор молодое поколение читателей вновь и вновь открывает для себя этого великого литературного деятеля мировой культуры и поражается глубине его произведений. В апреле 2019г. Уильяму Шекспиру (крещён 26 апреля 1564г. - 23 апреля 1616г.) исполняется 455 лет.

Творческое наследие Шекспира включает 11 трагедий, 17 комедий, 10 исторических хроник, а также сотни стихотворений, сонетов и поэм. В пьесах английский драматург смешивает разные эпохи и народы, сопоставляет трагичное с комичным, нарушает единство времени и места. Его пьесы живут не только в драматическом театре. Многие сюжеты облюбовали композиторы разных эпох и создали на их основе прекрасную музыку.

Одна из наиболее популярных пьес Шекспира среди композиторов «Ромео и Джульетта». На её сюжет написаны музыкальные произведения самых разнообразных жанров: оперы В. Беллини, Ш. Гуно и Ф. Дилиуса, увертюра-фантазия П. Чайковского, симфонические поэмы Г. Берлиоза и Г. Эдварда и множество других. Отдельно стоит назвать балет С. Прокофьева, музыкальные темы из которого до сих пор пользуются большой популярностью. К примеру, знаменитый номер «Танец рыцарей», который отображает средневековую жестокость нравов и обычаев итальянских семей Монтекки и Капулетти.

Музыкальные интерпретации «Гамлета» не менее популярны, чем театральные. С 18 по 20 век на этот сюжет написано около 30 опер и многочисленные инструментальные произведения. Наиболее ярко и образно воплотить образ известнейшего героя в музыке удалось композиторам с драматическим талантом, таким как Г. Берлиоз, П. Чайковский и Д. Шостакович. Поэтому именно их произведения первыми вспоминают меломаны-почитатели шекспировских пьес.

Не менее интересна музыка Дмитрия Шостаковича к фильму «Гамлет» 1964 года (реж. Г. Козинцев), в котором главную роль исполнил Иннокентий Смоктуновский.

Шекспировская фантастика, эльфы, зачарованный лес и любовные метаморфозы комедии «Сон в летнюю ночь» привлекали внимание многих композиторов. Но наиболее красочно и ярко перипетии этого сюжета воплощены в гениальной увертюре и музыке к пьесе, которая принадлежит перу Феликса Мендельсона.

На сюжет пьесы «Буря» Шекспира было написано 14 опер, множество симфонических и камерных произведений. Из этого внушительного списка стоит отметить драматическую фантазию с хором «Буря» французского композитора Г. Берлиоза, которая обладает удивительной красочностью партитуры.

Величайший оперный композитор Джузеппе Верди также не обошел стороной шекспировские сюжеты. Популярность его опер «Макбет», «Фальстаф» и «Отелло» не уступают театральным первоисточникам, а многие арии считаются вершиной вокального искусства.

К сожалению, в нашей стране так и не было создано ни одной оперы, основанной на произведениях Шекспира.

Однажды из-под пера Уильяма Шекспира появилась такая фраза: "В мире нет ничего ни хорошего, ни плохого - мы сами придумали все это". Наверное, именно ею руководствовались и будут руководствоваться все режиссеры и композиторы, обращающие взоры на наследие английского драматурга. Форма произведения не важна, если донесен дух бессмертных творений Шекспира, если ясно читается его послание. Ведь Великий бард хотел, чтобы мы задумались и научились размышлять, чтобы любили и «лазили в окна к любимым женщинам», мечтали и сражались за свои мечты.

С нотными изданиями и аудиозаписями музыкальных произведений, созданных на сюжеты Уильяма Шекспира, можно ознакомиться в секторе нот и звукозаписей.

 

Дискография:

Верди, Дж. Макбет: опера в четырёх действиях: на немецком языке / Дж. Верди; либретто Ф. Пьяве и Дж. Маффеи по одноимённой трагедии В. Шекспира; исп.: солисты, хор и оркестр Венской государственной оперы, дир. Карл Бём.- Москва: Мелодия, 1986.

Прокофьев, С. Ромео и Джульетта: балет в четырёх действиях / С. Прокофьев; исп.: оркестр Большого театра СССР, дир. А. Жюрайтис. – Москва: Мелодия, 1981.

 

Русский