ДЛЯ ВАС, МЕЛОМАНЫ! Гранд-дама оперы. К 80-летию Елены Образцовой.

07.07.2019 | 2150 просмотра(ов)

7 июля исполняется 80 лет Елене Васильевне Образцовой  (7.07.1939г.-12.01.2015г.) - советской российской оперной певице, Народной артистке СССР.

Шикарная, парадная, роскошная, крутая в оценках - она была именно Образцовой, образцовой примадонной старой закалки. Ни одна певица из России ни до, ни после не добивалась такого горячего, безоговорочного признания на всех крупнейших оперных сценах мира. К ногам примы склонялись зрители «Метрополитен Опера», Парижской и Римской оперы. Её партнерами были Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Джоан Сазерленд, Лучано Паваротти, Монтсеррат Кабалье, Рената Скотто. Своим родным домом Елена Образцова считала Большой театр, в котором прослужила более полувека. В ее репертуаре было более 80 оперных партий, романсы, народные песни, джазовые композиции. «Сначала умру, и только потом перестану петь», - таково было жизненное кредо Елены Образцовой. Певица обладала голосом редкой красоты, яркой сценичной внешностью и талантом драматической актрисы.       

Ценители оперного искусства имеют возможность послушать виниловые пластинки с записями уникального меццо-сопрано Елены Образцовой  в секторе нот и звукозаписей.

Детство и путь к карьере у Елены Васильевны были образцово советскими: в четыре года - эвакуация из блокадного Ленинграда, в девять - пение в хоре Ленинградского Дворца пионеров. Потом ее заметили в отчетном концерте провинциальной музыкальной школы и приняли в музыкальное училище, откуда она после прослушивания была принята в Ленинградскую консерваторию. В 1962 году Е. Образцова получила первую премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов и год спустя, оставаясь студенткой, дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек из "Бориса Годунова". После окончания консерватории она переехала в Москву и была принята в труппу Большого театра. В 1970 г. завоевала первые премии на международных конкурсах им. П. И. Чайковского в Москве и им. Ф. Виньяса в Барселоне. С этого времени певица вела интенсивную артистическую деятельность. Для Елены Образцовой наступил период непрерывных триумфов.

Самая «звёздная» партия из обширного репертуара Елены Образцовой –Кармен из одноимённой оперы Ж. Бизе. «Это единственная опера, которую не я пою, а которая поет мною», – говорила Образцова. Роль роковой цыганки стала одной из самых ярких и заметных в ее творчестве. Этот страстный, стихийный образ так захватывал ее, что на время спектакля Образцова становилась властительницей душ, ее невероятный магнетизм подчинял себе абсолютно всех. Привередливые по части оперной трактовки Кармен испанцы признали "бешеную русскую" лучшей исполнительницей этой роли в мире.  

Уйдя с оперной сцены, певица была открыта ко всему новому, любила экспериментировать. Она играла в драматических спектаклях Романа Виктюка, выступала с джазовыми программами вместе с Денисом Мацуевым, руководила собственным культурным центром в Петербурге, возглавляла оперу Михайловского театра, опекала молодых певцов, проводя собственный конкурс и работая в жюри популярного телепроекта «Большая опера», а в 2008 г. произвела фурор своим выступлением в паре с рэппером Тимати на фестивале "Новая волна" в Юрмале.

 «Старость наступает тогда, когда человек разрешает себе об этом думать», – говорила Елена Васильевна. До самого конца она не разрешала себе стареть.

 

Дискография:

Барток, Б. Замок герцога Синяя Борода: опера в одном действии / Б. Барток; либретто Б. Балажа; исполн.: Е. Образцова, Е. Нестеренко; Симф. орк. Будапештской оперы; дир. Янош Ференчик. – Москва: Мелодия, 1983.

Образцова, Е. Романсы П. Чайковского и С. Рахманинова / исполн.: Е. Образцова, меццо-сопрано; Важа Чачава, фортепиано. – Москва: Мелодия, 1989.

Образцова, Е. Русские песни и романсы / исполн.: Е. Образцова, меццо-сопрано; Акад. орк. рус. нар. инструментов ЦТ и ВР. – Москва: Мелодия, 1982.

Свиридов, Г. Романсы и песни на слова А. Блока / Г. Свиридов; исполн.: Е. Образцова, меццо-сопрано; Г. Свиридов, фортепиано. – Москва: Мелодия, 1984.

Русский