Для вас, меломаны!

20.02.2018 | 394 просмотра(ов)

Приглашаем любителей музыки в сектор нот и звукозаписей НБ им. С.Г. Чавайна. Мы рады предложить вашему вниманию обширную коллекцию виниловых пластинок (более 3,5 тысяч) с музыкой разных жанров - от классики до рока, а также с литературными и речевыми записями.

Не так давно виниловые пластинки были единственной возможностью послушать хорошую музыку. Во времена, когда еще не было электронных носителей, меломаны,    любители необычного звучания, высоко ценили проигрыватели и патефоны, ставшие теперь раритетными. В наши дни найти редкие мелодии не составит труда, но именно звуки старых пластинок будоражат сердца истинных меломанов.

История грампластинок неразрывно связана с развитием аппаратуры, которая могла их воспроизводить.

В 1877 году молодой ученый Томас Эдисон изобрёл фонограф – устройство, позволяющее записывать и воспроизводить звук. Спустя 10 лет американец Эмиль Берлинер разработал новый метод записи и воспроизведения звуков и запатентовал рекордер и граммофон. Именно Берлинер предложил придать носителю звуковой информации форму круглого диска.

Изобретение граммофона дало существенный толчок для развития и совершенствования носителей звуковой информации. Первыми появились пластинки из целлулоида, чуть позже каучуковые и шеллачные. После Второй мировой войны в обиход вошли виниловые пластинки.  Сначала записать на винил можно было только одну песню, т.к. временные возможности ограничивались двумя минутами на каждую сторону пластинки. Лишь в конце 1940-х появились так называемые «лонгплеи» – долговременные записи.

Если рассматривать Россию, то она тоже не отставала в этом вопросе. До XX века грампластинки выпускали отдельные небольшие артели. А в 1910 году немецкий предприниматель Готлиб Молль открыл в подмосковном селе Апрелевка фабрику по производству пластинок. Только за год её  работы было выпущено 400 тысяч экземпляров шеллачных пластинок, которые быстро разошлись по всей территории России. После революции фабрика была национализирована. С этого времени грампластинки активно использовали для агитации, на них записывали речи политических деятелей.

В 1952 году завод начал выпускать виниловые долгоиграющие пластинки. В 1964 году по заказу всем известной фирмы «Мелодия» было изготовлено большое количество музыкальных пластинок, а также с записями детских сказок, стихотворений и  различных учебных материалов. Несколько поколений в СССР выросло на этих пластинках. Но главным дефицитом в 60-80 годы были грамзаписи эстрадных исполнителей.

Грампластинки очень долго – 70 лет – были единственными в мире аудионосителями.

В 90-е г.г. началось широкомасштабное наступление СD-эры. Производство винила, не выдержав конкуренции, пришло в упадок и практически прекратилось в середине 90-х. Но это не было концом винила!

 Поначалу новый цифровой формат музыки казался идеальным вариантом: легко найти, легко купить, легко слушать. Но волна экстаза скоро прошла, и люди всё больше стали обращать своё внимание на качество звучания музыки, приходя к выводу, что лучше аналогового звучания записи никакая иная запись не может передать все оттенки музыкальной композиции.                           

Начало XXI века ознаменовалось триумфальным возвращением виниловых пластинок в музыкальную индустрию. Современные исполнители наряду с цифровыми альбомами записывают виниловые. Меломаны возвращаются к виниловым проигрывателям, а опытные коллекционеры ведут настоящую охоту на раритетные пластинки, выпущенные ограниченными тиражами. Всё большее количество молодых людей открывает для себя винил, приобщается к миру музыки и учится ценить и понимать классику.

 

Русский