Бурлаков Виктор Дмитриевич

27.09.2017 | 2125 просмотра(ов)

90 лет со дня рождения. Бурлаков Виктор Дмитриевич (1927-2010)

Народный артист Марийской АССР и РСФСР

Родился 22 сентября 1927 г. в д. Лайсола ныне Советского р-на РМЭ в крестьянской семье. В 1937 г. отец был репрессирован. Окончил Кужма- ринскую неполную среднюю школу. В 1945 — 1947 гг. учился в театральной студии при Музыкальном училище им. И.С.Палантая, после окончания в сентябре 1947 г. поступил в труппу Марийского государственного драматического театра.

Первыми наставниками молодого актера в профессии стали режиссеры С.Савельев и А.Велижев.

Будучи еще учащимся студии, в 1946 г. В.Бурлаков сыграл роль Бакулы в весенней сказке А.Островского «Снегурочка», В 1947 г. в роли юного подпольщика Радика Юркина (А.Фадеев «Рвезе гвардий» / «Молодая гвардия») состоялся дебют актера на профессиональной сцене.

С 1949 по 1953 гг. В. Бурлаков работал воспитателем спецРУ № 1 и проходил срочную службу на Военно-морском флоте, затем вернулся в театр.

Творческий путь актера В.Бурлакова во многом определила драматургия Н.Арбана. Своеобразная комедийная лирика, музыкальная народная основа его произведений способствовали всестороннему раскрытию актерской индивидуальности. В репертуаре Маргостеатра не было ни одной постановки пьесы Н.Арбана, в которой не играл бы В.Бурлаков: Ольош («Эртыше умыл» / «Тени минувшего», 1956), Ваня Исаев («У муро» / «Новая песня», 1953), Вадим («Тулар ден тулаче» / «Сват и сваха», 1958), Когой («Янлык Пасет» / «Черный Волк», 1954), Панчушкин («Ош пеледыш» / «Белый цветок», 1968) и т. д. Важной вехой в творческой биографии актера стало участие в музыкальной комедии Н.Арбана «Кенеж йуд» / «Летняя ночь». В 1956 г. исполнение роли бывшего фронтовика Саню принесло В.Бурлакову признание зрителей и на много лет определило творческое амплуа актера. В постановке комедии «Летняя ночь» 1972 г. В.Бурлаков сыграл роль кума Марка, продолжив своей игрой традиции предшественника по роли Г.Пушкина. В 1989 г., когда музыкальная комедия «Летняя ночь» была поставлена на сцене Музыкального театра Марийской АССР уже как оперетта, В.Бурлаков вновь был приглашен на эту роль.

Хорошие вокальные данные, профессиональное владение многими народными инструментами (гармонь, волынка, барабан), природная пластичность и знание законов народного театра обусловили постоянную занятость актера в музыкальных спектаклях театра.

В полную мощь комедийный талант актера раскрылся в пьесах А. Волкова. Сатира была настолько острой и точной, что имена сыгранных им персонажей стали нарицательными: Селифон («Свадебные блины», 1962), Ондри («Женихи», 1966), Ортюшка («Соперницы», 1973).

Красной нитью по актерской судьбе В.Бурлакова прошли классические пьесы «Салика» С.Николаева и «Ачийжат-авийжат!..» («Эх, родители!..») М.Шкетана. В разные годы актером были сыграны роли голодного дружки, деревенского балагура Чопая, урядника Сармаева, Терея и Ози Кузи — в первой пьесе, Сану, Арпика, старосты и урядника — во второй.

Немало запоминающихся образов создал актер в музыкальных спектаклях по переводным пьесам: Гриша (С.Антонов «Тумер ялын мурыжо» / «Подцу - бенские частушки», 1955), Левко (Н.Гоголь «Майская ночь», 1959), Роман (Д.Суптель «Шумит Днепро», 1965), Таила (З.Ярдыкова, Г.Сидоров «Агытан мурымо годым» «Когда поют петухи», 1974), дед Сапан (Н.Семенова «Конта пайрем» / «Печка на колесе», 1987) и другие.

Подлинным драматизмом отличались созданные В.Бурлаковым образы Опоя (М.Шкетан «Кодшо румбык» / «Муть прошлого», 1949), Тойблата (С.Чавайн «Акпатыр», 1956), Ямбатра (К.Коршунов «Грозовое зарево», 1977), Ялпая (М.Рыбаков «Дикий мед», 1980) и другие.

О высоком профессионализме актера свидетельствуют его работы в спектаклях по произведениям мировой классики: Снид и граф Глостер (В.Шекспир «Веронысо кок рвезе» / «Два веронца», 1963; «Лир Кугыжа» / «Король Лир», 1984), фельдфебель (Б.Брехт «Вуянче ава ден шочшыжо-влак» / «Мамаша Кураж и ее дети», 1975), Аргант (Мольер «Чоя Скапен» / «Плутни Скапена», 1995) и другие.

В определенный период работы в театре В.Бурлаков перешел на возрастные роли. В созданных актером образах стариков чувствовались любовь и уважение, а также глубокое знание жизни, традиционной культуры и этики марийского народа.

Труд В.Д.Бурлакова был высоко оценен: в 1960 г. ему было присвоено почетное звание «Заслуженный артист МАССР», в 1969 г. — «Народный артист МАССР». В 1978 г. он был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР», а в 1985 г. — «Народный артист РСФСР». Актер неоднократно награждался Почетными грамотами Президиума Верховного Совета МАССР и Министерства культуры РСФСР и МАССР.

На протяжении всех лет работы в театре В.Бурлаков занимался общественной деятельностью. Избирался депутатом Йошкар-Олинского городского Совета депутатов трудящихся XII созыва. В разные годы был членом Йошкар-Олинского горкома партии, Президиума областного комитета профсоюза работников культуры. Ряд лет возглавлял Марийское отделение Всероссийского театрального общества.

Выйдя на заслуженный отдых, работал артистом Марийской государственной филармонии, методистом и режиссером Республиканского научно-методического центра, продолжал играть на сцене родного театра. Многие годы В.Бурлаков вел шефскую работу над Моркинским народным театром и драматической студией д. Кужмара Советского района. Он щедро делится своим профессиональным опытом с молодыми актерами.

Список литературы:

  1. Кульбаева Н.И.Артисты Марийского театра: биобиблиогр. Справ. / Н.И. Кульбаева. – Йошкар-Ола,2005. – С. 30-35.
  2. Михеева М. «Моя профессия – актер» / М. Михеева // Пенсия и жизнь. 2007. - № 43. – С. 7.
Русский