БИБЛИОТЕКЕ – В ДАР. ЖИЗНЬ В БАЛЕТЕ

20.11.2020 | 1258 просмотра(ов)

Азарию Плисецкому

У тысячи мужчин, влекомых вдоль Арбата

Заботами или бездельем дня,

спросила я: – Скажите, нет ли брата

меж вами всеми, брата для меня?

Нет брата, – отвечали, – не взыщите.

Тот пил вино, тот даму провожал –

И каждый прибегал к моей защите

И моему прощенью подлежал.

Аллея ждет поэта или барда,

Там от Булата получаю весть.

Нет никого: ни друга, и ни брата,

Сказал Азарик:– Ты ошиблась. Есть.

Белла Ахмадуллина

 

К юбилейной дате (20 ноября) со дня рождения выдающейся балерины Майи Михайловны Плисецкой (1925 -2015) Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна получила в подарок книгу:

Плисецкий, А. М. Жизнь в балете : семейные хроники Плисецких и Мессереров / Азарий Плисецкий ; предисловие Сергея Николаевича ; послесловие Сергея Юрского. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2018. – 384 с.

Плисецкий Азарий Михайлович (13 июля 1937) – танцовщик, хореограф, педагог. Заслуженный артист РСФСР. Представитель театральной династии Плисецких-Мессерер. Окончил Московское хореографическое училище и театроведческий факультет ГИТИСа. Премия «Лучший партнёр» Международных конкурсов артистов балета в Варне (1965, 1966), Москве (1969).

Азарий Михайлович вспоминает:

«Никогда не думал, что примусь за мемуары. Никогда не вел дневников в отличие от Майи, которая всю жизнь скрупулезно фиксировала каждое событие, происшедшее с ней.

Так зачем же я взялся писать воспоминания? Я совсем не живу прошлым. И когда меня спрашивают, какой день в моей жизни самый лучший, неизменно отвечаю: завтрашний.

Когда я рассказываю о пережитом, как будто слышу со стороны свой голос и думаю: «А может, и вправду это будет кому-то интересно?

Я родился 13 июля 1937 года в Москве, в родильном доме им. Грауэрмана на Арбате, спустя три месяца после ареста моего отца, Михаила Плисецкого [дипломат и глава «Арктикуголь].

Маму арестовали днем 28 марта 1938 года вместе со мной. Мне было восемь месяцев от роду».

Перед глазами читателя проходит золотой век русского и мирового балета: великая Галина Уланова, легендарная создательница кубинского балета Алисия Алонсо, французский хореограф Морис Бежар, великолепный Михаил Барышников и, конечно, старшая сестра автора – демоническая и неотразимо прекрасная Майя Плисецкая. В каком-то смысле книга брата написана в полемике с мемуарами сестры. Нам открывается другая версия известных событий: на глазах словно меняется оптика, возникает новый ракурс, укрупняется кадр. При этом Азарию Плисецкому хватает такта держать дистанцию, даже в самых сложных жизненных ситуациях сохранять безупречную выдержку истинно балетного кавалера.

Свою книгу Азарий Михайлович писал много лет спустя после выхода мемуаров сестры. Тут и желание воздать справедливость по отношению к родной тёте Суламифь Михайловне Мессерер, которая буквально спасла их с матерью от верной гибели, вытащив из лагеря в Акмолинске. И желание восстановить доброе имя Елизаветы Павловны Гердт, первого педагога Майи, и стремление распутать сложную историю отношений Майи с Лилей Брик: от взаимного обожания до полного разрыва. И намерение воссоздать драматическую эпопею опальной балерины, в которую оказались помимо своей воли втянуты ее младшие братья, ставшие заложниками в затяжной войне, сотрясавшей Большой театр в конце 1950-х годов.

О Майе:

«Бесспорно, талант и известность Майи наполняли меня гордостью. Но часто это и мешало. Единственное место, где я был счастлив, – это Куба. Когда Майя однажды прибыла с гастролями в Гавану, вес вокруг говорили:

– Приехала сестра Азария!».

В 1963 году был приглашён в труппу знаменитой кубинской балерины Алисии Алонсо. У балерины в то время уже начались серьёзные проблемы со зрением, и ей необходим был чуткий постоянный партнёр. После десятилетнего пребывания на Кубе приобрёл известность в балетном мире на Западе.

Принимал участие в создании Кубинского национального балета, много работал с балетными труппами в Японии и США. С 1992 года постоянно сотрудничает с балетом Мориса Бежара, являясь педагогом-репетитором школы-студии «Рудра».

Борис Эйфман:

«Книга моего близкого друга Азария Плисецкого, замечательного балетного педагога и представителя легендарной фамилии, поразила меня своим бесстрашием и абсолютной искренностью. Для меня Азарий Михайлович всегда был одним из мостиков, соединяющих великие традиции русского балетного театра и западного авангарда. Восхищает цепкая память автора, глубокое знание жизни, невероятный круг знакомств, куда вошли самые яркие и талантливые люди его времени».

Сергей Юрский:

«Судьба свела меня с ним на закате нашей жизни. Нам обоим за восемьдесят. Но Азарий полон неукротимой энергии и желания осмыслить свою фантастическую биографию, которая в то же время невероятная, почти всемирная география. От советского лагеря и ссылки в холодных степях Казахстана до далекой жаркой Кубы, где он оставил заметный след – создание кубинского классического балета; от Женевы, Лозанны, Нью-Йорка до Большого театра в Москве, где он регулярно работает и сейчас».

Книга содержит именной указатель – необычное явление в автобиографических воспоминаниях. Но именно этот справочный материал позволяет неоднократно возвращаться к полюбившимся страницам.

 

Материал подготовлен Л. Р. Мансуровой, главным библиографом информационно-библиографического отдела.

Русский