БИБЛИОТЕКАРЬ РЕКОМЕНДУЕТ. Всеволод Овчинников «Вознесение в Шамбалу»

21.05.2020 | 57 просмотра(ов)

«Совершенствование прекраснее, чем совершенство. Поэтому больше всего способно поведать о красоте то произведение, в котором не все договорено до конца», – утверждает легенда российской журналистики, публицист-востоковед, культуролог Всеволод Владимирович Овчинников.

Журналист первым начал рассказывать советским людям о других странах и народах. Он пытался проанализировать национальный характер, чтобы объяснить законы неведомой страны через её уникальный народ.

Творческое кредо автора: «убедить читателя, что нельзя мерить чужую жизнь на свой аршин, нельзя опираться на привычную систему ценностей и критериев, ибо они отнюдь не универсальны, как и грамматические нормы нашего родного языка».

Список двадцати двух книг Всеволода Овчинникова открывает тема Тибета – «Вознесение в Шамбалу». Автор писал: «Возможность «вознестись в Шамбалу» дважды – в 50-х и в 90-х годах – считаю подарком судьбы. В 955 году я стал первым россиянином, которому посчастливилось проехать в Тибет по только что проложенной туда автомобильной дороге, встретиться с далай-ламой в Лхасе и с панчен-ламой в Шигатзе. Хотя Тибет во многом изменился, он остался Тибетом. Перестав быть заповедником средневековья, он сохранил свой уникальный колорит».

Тибет – одно из самых прекрасных и самых загадочных мест на земле. В первую очередь Тибет — это люди, населяющие его. Постараемся взглянуть на современных тибетцев и понять, на что похож их быт сегодня.

На Тибете нет полей и степей. Речные долины между высокими скалистыми горами — это единственное место в Тибете, где можно заниматься возделыванием сельскохозяйственных культур. Здесь разводят овец, коз и яков. Выращивают особый вид ячменя, а также пшеницу, гречиху и бобовые культуры. В долинах Тибета отлично растут виноград, картофель, здесь раскинулись роскошные яблоневые сады.

В последнее время процветают некоторые традиционные ремесла, например изготовление национальной одежды. Существенным источником дохода является медицина. Традиционная медицина тибетцев является преимущественно фитотерапевтической, то есть в её основе лежит лечение травами. Тибетские врачеватели применяют более 2 тысяч разных видов растений. Также в тибетской фармакологии используются и другие природные средства. Это более 40 видов животных и около 50 разных минералов.

Традиционная пища народов Тибета — чай с набором пряностей, в который добавляется сливочное масло и соль, он называется «часуйма». На его основе готовится похлёбка под названием «цампа», для этого в чай добавляется ячменная мука. Получается калорийный энергетик, помогающий быстро восстановить силы и способствующий очищению организма.

Традиционное блюдо, которое непременно стоит попробовать в Тибете, это «як момо» - крупные пельмешки с начинкой из мяса яка, которые готовятся на пару. Молоко яка также является одним из местных продуктов питания, из которого делают масло и творог. Тибет — одно из немногих мест на земле, где не пекут хлеба.

Тибетцы не принимают в пищу все то, что обитает в морях, озерах и реках. Они даже не занимаются ловлей рыбы, так как считают, что душа умершего может переселиться в рыбу или птицу. Особенность хозяйства по-тибетски - не защищать урожай от вредителей. Слишком тяжела черная карма от убийства множества насекомых, каждое из которых в одной из прошлых жизней могло быть твоей матерью.

Тибетцы, ведущие оседлый образ жизни, строят каменные дома, а кочевники устанавливают временные стойбища. Тибетский дом имеет плоскую крышу и множество окон, он прост по своему строению и цвету. Каждый дом непременно украшен традиционным орнаментом как снаружи, так и внутри. Над крышей развеваются молитвенные флажки.

Кочевники делают свои очень крепкие и устойчивые палатки из сплетенных волос яков. Самые большие палатки настолько велики, что могут вмещать одну-две сотни людей, и их пространство разделено на комнаты. Над палатками тибетцы всегда развешивают молитвенные флажки и жгут благовония перед входом.

 

Все тибетцы, как мужчины, так и женщины, любят носить украшения. Мужчины обычно скручивают на макушке головы пучок из косы или стригут волосы. Женщины заплетают две косы, вплетая в них цветные ленты и обкручивая косы вокруг головы.

В северном Тибете в условиях холодного климата местные пастухи носят меховые пальто, а ночью кутаются в тёплые стёганые одеяла. На юге Тибета, где климат более тёплый и влажный, одежду шьют из сотканной вручную шерстяной ткани. Мужская одежда окаймляется цветной тканью. Женщины носят платья тёмных цветов, надетые поверх блузок, а также яркие полосатые сотканные из шерсти передники, говорящие о замужестве.

Часть тибетцев ведут кочевой образ жизни, который отличается от жизни оседлых жителей Тибета. Моются тибетцы один раз в году — в сентябре, во время особой, купальной недели. В эти дни люди целыми семьями приходят к горячим источникам или собираются на берегах рек и озер. Ритуал омовения на «купальной неделе» бывает торжественным и радостным. Сначала каждый усаживается на корточки и моет голову, затем растирает тело и, наконец, окунается в воду. Погода для купания, правда, не самая подходящая — градусов 10—15. Но купаться весной, когда в горах тают снега, еще холоднее. Летом, в сезон дождей, вода становится мутной. Так что начало осени — лучшее время для «купальной недели».

«Купальная неделя» считается самой благоприятной порой для сбора целебных растений, для приготовления тибетских лекарств, вообще для исцеления от болезней.

В Тибете развита полиандрия, которая обусловлена тяжелыми экономическими условиями. Бедные семьи не могут насобирать калым за невесту, и поэтому, когда один из братьев женится, то другие братья, а также свекор имеют возможность брать девушку в жены и себе.

Имущество в таком браке становится достоянием старшего ребенка, а младшие просто имеют право всем пользоваться. Брачное ложе все мужчины посещают по очереди, а знаком для остальных становится обувь, стоящая возле двери. Внебрачных детей усыновляют дедушка с бабушкой, а настоящий отец, отработав на семью своей возлюбленной полтора месяца (3 недели до родов и 3 после), уходит домой. Больше никто никому ничего не должен.

Рожающую женщину здесь выгоняют из жилища, причем одну. Новорожденного обязательно носят к водопаду, чтобы подержать в ледяной воде. Если не выживет — значит, избавит себя и родственников от страданий.

В холодное время года тибетцы-кочевники используют палатки из ячьей шерсти, закрепляя их большим количеством растяжек, чтобы жилище не пострадало от ветра. Очаг помещается внутри жилища. Он служит одновременно для приготовления пищи и отопления.

Палатка тибетского кочевника – пример настоящего минимализма: в ней есть только то, что действительно необходимо для выживания. Регулярно перемещаясь с места на место, да еще и перевозя скарб на упрямых яках, не обзаведешься лишней одеждой, толстыми семейными фотоальбомами, чайными сервизами, мебелью. Зато вещи, которые прошли строгий отбор, функциональны, удобны и проверены временем.

Основой тибетского хозяйства исторически являются яки — высокогорная разновидность прирученных диких быков. У них длинная мягкая шерсть, из неё вяжут замечательные тёплые вещи. На яках перевозят грузы по горным тропам, высоты они не боятся. Но это довольно опасные животные. Пасущийся бык способен внезапно наброситься на проходящего мимо человека и нанести ему тяжёлые увечья.

Тибет, — это край, где нет кладбищ и отдельных могил. Не существует здесь и обряда кремирования. Похороны в Тибете означают не «предание земле, а предание небу». Тело умершего три дня лежит дома, чтобы из него «вышла душа», а потом его относят на специально предназначенную для обряда скалу и скармливают гигантским грифам. Если от умершего ничего не остается — значит, он благополучно переселился на небо. Такой обряд похорон обусловлен философией ламаизма, согласно которой смерть есть переход к иному уровню бытия и поэтому умершая плоть должна быть принесена в дар другим формам жизни. Китайское правительство пыталось запретить эту традицию, но по «многочисленным просьбам трудящихся» вновь её разрешило.

Прочитав книгу Всеволода Овчинникова «Вознесение в Шамбалу», вы узнаете, как ламы-врачеватели сочетают пульсовую диагностику с астрологией, как знатокам канонов открывают «третий глаз». Вы узнаете, как после многолетнего отшельничества подвижник совершает бег-полёт, пробегая в состоянии лунатического сна триста тридцать километров. Но кроме всех этих чудес книга расскажет, как живут в Тибете обычные люди, о вчерашнем и сегодняшнем дне этого уникального уголка земли.

Через всю книгу лейтмотивом проходит мысль о том, что корни различных культур и цивилизаций тесно переплетены. Несмотря на отсутствие реактивных самолётов, телевидения и Интернета, народы с глубокой древности общались и влияли друг на друга гораздо больше, чем мы нынче можем предположить.

Эту книгу вы можете прочитать по ссылкам:

https://www.litmir.me/br/?b=170140&p=1

https://librebook.me/voznesenie_v_shambalu

 

Материал подготовила С.П. Колчина, зав. отделом социально-экономической литературы.

Использованные источники:

https://weekend.rambler.ru/people/41219358-12-shokiruyuschih-faktov-o-tibettsah/

https://www.liveinternet.ru/community/camelot_club/post408034980

Русский