Александр Великий

События царствования Александра Македонского – одна из наиболее знаменательных вех мировой истории. В течение всего лишь десятилетия была создана держава, равной которой до тех пор не знало человечество. Греко-македонские войска проникли в отдалённые области Азии, о самом существовании которых прежде не было никаких известий. Мгновенно расширились рамки античного мира, и греческая культура распространилась вплоть до Индии. Началась эпоха эллинизма – время синтеза культурных традиций Востока и Запада, когда возникает новое, космополитическое мировоззрение и подготавливается почва для появления мировой религии. Огромный интерес в течение веков вызывал сам образ Александра – непобедимого полководца, отважного воина, мудрого правителя, прекрасного юноши, умершего в расцвете сил и славы…

Курций, К.Р. История Александра Македонского. / К.Р.Курций. – М.: Мзд-во МГУ, 1993. – 464 с.

«История Александра Македонского» написана Курцием в некоем смешанном жанре: для истории здесь слишком много драматических преувеличений и внимания к одной личности, для биографии – слишком много событий истории, описаний битв и походов. Это смесь исторического повествования и риторики, где последний элемент не менее важен, чем первый. Некоторые исследователи усматривают в произведении черты, близкие жанру романа, что в известной мере может быть влиянием эллинистических источников, того же Клитарха. Курций Руф претендует на роль историка, однако это историография совершенно особого рода, где отчётливо звучат эпические мотивы. Римский автор стремится к созданию монументального полотна, своего рода искусственного эпоса, в центре которого находится образ необыкновенного героя.

Фишер-Фабиан, С. Александр Великий. Мечта о братстве народов. / С. Фишер-Фабиан, пер. с нем. Н. Фатовой и др. ; Худ. А.А.Шуплецов. – Смоленск: Русич, 1997. – 432 с. – ( Тирания).

«Александр Великий» - это живой и увлекательный рассказ об Александре Македонском, легендарном полководце, воине и первооткрывателе, которого при жизни почитали как полубога. К его имени неизменно добавляли – «Великий». Что великого было в нём? Почему так называли его современники и те, кто родился позже?

Потому что он был полководцем, который в трёх сражениях разгромил могущественных противников, настолько превзойдя их в стратегии и тактике, что военные историки ставили его выше Цезаря, Густава Адольфа, принца Евгения Савойского, Фридриха II Прусского.

Рассматривая сегодня свершения Александра как знамение времени, нужно признать, что он открыл ориентир для Запада и эллинизировал Азию. Богиня счастья порой любит воплощаться в одном человеке, которому потом повинуется мир.

Примирение Востока с Западом и Запада с Востоком – постоянно возникавший в античные времена вопрос, остающийся актуальным и поныне. Александр добивался ответа на него и сверх того пытался перейти от слов к делу: искоренить ненависть, устранить национальные предрассудки, создать новое государство…

Левицкий, Г.М. Александр Македонский. Гениальный каприз судьбы. / Г.М.Левицкий. – М. : ЭНАС ; Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 308 с.: ил. – (Человек и эпоха).

Автор книги, специалист по древнегреческой и древнеримской истории, изучив и проанализировав труды древних историков, открывает перед современными читателями сокровищницу античной исторической литературы, но критически пересматривает устоявшееся мнение о полководческом гении и замечательном характере Александра.

Ну да, за 13 лет перевернуть весь мир и умереть в возрасте 33 лет – это поразительно! Всё непонятное обрастает легендами, которые делают образ Александра ещё более туманным. Александр добился своей главной цели: мечтал стать богом, и для многих стал им.

Так кто же он – непогрешимый стратег, бог или удачливый авантюрист, обласканный судьбой? По всему видно: безумец, возомнивший себя богом… «Мы пишем не историю, а жизнеописание, и не всегда в самых славных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч, руководство огромными армиями и осады городов». Плутарх  «Александр»

Александр Великий в легендах и исследованиях Востока и Запада.  /Сост. Е.В. Косолобова. – М.: Алтейа, 2000. – 384 с.: ил.

Масштаб замыслов Александра поражает. Поражает лёгкость, с которой он завоёвывал и ассимилировал новые территории. Но не преодоление географических рамок было наиболее трудным, а преодоление рамок человеческого сознания и ограниченности. Александр сталкивался с непониманием даже ближайших своих друзей, когда речь шла о том, чтобы многовековому конфликту между эллинской и восточной культурами предпочесть синтез обоих. Для того, чтобы великая империя Александра могла существовать, требовался менталитет нового человека, отличный от менталитета человека старой полисной культуры. Для нового государства требовалось новое сознание, и вряд ли люди, населявшие империю Александра, подготовились к этому за десять лет. Скорее можно говорить о том, что им был дан первый толчок в этом направлении, начались изменения, которые через несколько столетий позволили человеку Римской империи назвать себя «гражданином мира».

Предлагаемый сборник представляет литературную, фольклорную и научную традиции повествования об Александре. В первую, «западную», часть вошли исследование профессора истории С.А. Жебелева и классический труд Плутарха из «Сравнительных жизнеописаний» в переводе В. Алексеева. В «восточную» часть – исследование известного востоковеда А.Я. Гаркави о «Неизданной версии романа об Александре», а также талмудические сказания, собранные и проанализированные И.Г. Оршанским. Дополняет эту часть фрагмент из романа Фирдоуси «Шах-наме», представляющий суфийскую традицию.

Арриан. Поход Александра / Арриан, ред.А. Егазаров, С. Воропаев, пер. М.Е. Сергеенко. – М.: МИФ, 1993. – 270 с.

Центральное место в творчестве Арриана занимает, несомненно, его «Поход Александра». Это замечательное произведение – лучшее изложение деятельности Александра, которое написано в древности.

Арриан пишет: «Александр скончался в 114 олимпиаду при Гегесии, ахронте афинском. Жил он 32 года и 8 месяцев, как говорит Аристобул; царствовал же 12 лет и 8 месяцев. Был он очень красив, очень деятелен, стремителен и ловок; по характеру своему очень мужествен и честолюбив; великий любитель опасности и усерднейший почитатель богов. Физическими усладами он почти пренебрегал; что же касается душевных, то желание похвалы было у него ненасытное. Он обладал исключительной способностью в обстоятельствах тёмных увидеть то, что нужно: с редкой удачливостью заключал по имеющимся данным о том, какой исход вероятен; прекрасно знал, как построить, вооружить и снабдить всем необходимым войско. Как никто умел он поднять дух у солдат, обнадёжить их, уничтожить страх перед опасностью собственным бесстрашием. С решимостью непоколебимой действовал он в тех случаях, когда действовать приходилось на глазах у всех; ему не было равного в умении обойти врага и предупредить его действия раньше, чем мог возникнуть страх перед ним. Он нерушимо соблюдал договоры и соглашения; его невозможно было провести и обмануть. На деньги для собственных удовольствий был он очень скуп; щедрой рукой сыпал благодеяния»…

Шифман И.Ш. Александр Македонский / И.Ш. Шифман. – Л.: Наука, 1988. – 206 с.

Человек, о стремительной жизни которого рассказано на станицах этой книги, производил исключительно сильное, неизгладимое впечатление не только на своих современников. И в наши дни вызывают изумление его гигантская энергия, страсть, которую он вкладывал во все6 свои деяния, его настойчивость в преодолении, казалось бы, неодолимых трудностей, дерзость замыслов и достигнутые им поистине ошеломляющие результаты.

Непобедимый полководец, мудрый государственный деятель, мечтавший о слиянии всех народов в единую семью, Александр выступает в роли своего рода культурного героя: он приучил гирканцев к браку и преподал им земледелие; убедил арахосиев и согдийцев кормить родителей и не убивать их в старости, а персов – чтить матерей и не вступать с ними в брак.

Всё сказанное оправдывает попытку ещё раз предложить вниманию читателей биографию Александра Македонского, попытку отделить достоверный материал от более или менее произвольных гипотез. По убеждению автора, только такой подход позволит представить себе Александра и его время, влияние эпохи на Александра и – его на эпоху во всей их сложности и внутренней противоречивости.

Шахермайер, Ф. Александр Македонский  / Ф. Шахермайер; пер. с нем. М.Н. Ботвинника и Б. Функа. – М.: Наука, 1984. – 384 с.

Невозможно отрицать, что книга Шахермайра читается легко и с удовольствием. Всё интересно – будь то психологическая характеристика целых народов (греков, македонян, персов), портреты родителей, юных друзей, полководцев и советников молодого царя, входивших в его придворный лагерь, или же топография мест, по которым проходили македоняне и которые престарелый учёный объездил сам, чтобы своими глазами увидеть то, о чём хотел рассказать. Как отличается она от сочинений авторов, вынужденных пересказывать чужие описания и наблюдения!

Шахермайер считал Александра не только полководцем и политическим деятелем, но и талантливым учеником Аристотеля в области политики, опередившим не только своего учителя, но и всех современников по крайней мере на полстолетия, а то и на целый век.

Книга Шахермайера, посвящённая жизни македонского царя Александра, стоявшего у истоков эллинизма, несомненно, вызовет интерес читателей. Биографический жанр в историографии вполне закономерно получает всё большее развитие, и не случайно к нему обращаются крупнейшие историки. Жизнь выдающегося человека вне зависимости от того, как мы оцениваем результаты его деятельности, заставляет задуматься и позволяет проникнуть в тайны времени, его породившего.