100 ЛЕТ МАРИЙ ЭЛ. Воспитание и обучение детей – в твоих руках, учитель: к первому съезду учителей Марийской АССР

13.11.2019 | 560 просмотра(ов)

«... Работники народного просвещения! Повышайте качество обучения детей, боритесь за тесную связь школы с жизнью, с производством! Воспитывайте подрастающее поколение в духе любви к труду и преданности Советской Родине!»

(Из призывов к 42-ой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции)

Торжественно радостно отметили трудящиеся Марийской АССР 42-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Празднование  вылилось в яркую демонстрацию сплоченности трудящихся, готовности досрочно выполнить намеченный XXI съездом КПСС семилетний план развития. Закончилась первая четверть 1959-1960 учебного года, когда советская школа приступила к практической реализации «Закона об укреплении связи школы с жизнью и в дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Сессия Верховного Совета Марийской АССР, обсуждая вопрос о народном образовании, учла единодушное пожелание родителей и записала в Законе пункт о постепенном переходе в марийских школах с V класса на обучение на русском языке. Выпускники марийских школ слабо владели русским языком – языком, который является мощным средством связи и общения между народами Советского Союза, способствующим их дальнейшему хозяйственному и культурному росту.  

Большое событие в жизни работников просвещения произошло 13 ноября 1959 года – открылся  I съезд учителей Марийской  АССР. В зале заседаний Верховного Совета собралось более 400 делегатов,  многочисленные гости – передовики производства, учителя братских республик и соседних областей, партийные, советские и комсомольские работники.

В нашей республике к 1959 году насчитывалось 6464 учителя. А когда-то их было единицы. В темноте невежестве жил марийский народ. До Великой Октябрьской социалистической революции было всего 16 процентов грамотных мужчин и 2 процента грамотных женщин. За годы Советской власти был сделан гигантский скачок в развитии образования. Наша республика стала республикой сплошной грамотности. Во всех типах учебных заведений в 1959 году обучалось более 110 тысяч человек. В республике работали 781 общеобразовательная школа, 35 школ рабочей и сельской молодежи, заочная и средняя школа, 2 высших учебных заведения, 12 техникумов и других средних специальных учебных заведений, училища и школы профессионального обучения. Были сделаны первые шаги в направлении соединения обучения с производительным трудом, повысилось качество обучения и воспитания детей. «… Еще больший расцвет обещает семилетка. Откроются 33 школы-интерната на десять с лишним тысяч учащихся. Ассигновано 88 миллионов рублей за счет капитальных вложений на строительство школ. Двенадцать тысяч юношей и девушек, работающих на предприятиях, в колхозах, учреждениях будут обучаться в школах рабочей и сельской молодежи,  республиканской заочной школе…»

(из выступления Г. С. Павлова, первого секретаря Марийского обкома КПСС )

На повестке дня съезда стоял жизненно актуальнейший вопрос –  общеобразовательная политехническая трудовая школа и задачи учительства: 

всеобщее восьмилетнее и дальнейшее расширение среднего образования;

трудовое воспитание;

повышение эффективности урока;

улучшение работы комсомольских и пионерских организаций:

улучшение режима труда и отдыха школьников;

развитие и укрепление национальной школы;

творческое преподавание русского языка;

развитие творческого мастерства учителя.

 Таковы были перспективы развития народного образования Марийской АССР. Это предполагало высший этап развития школы, когда воспитание и обучение молодого поколения должно быть приближено к жизни, соединено с производительным трудом. В этой области  школы нашей  республики делали начальные шаги. Работа учащихся в колхозах, в учебно-опытных хозяйствах, на заводах, стройках, в школьных производственных мастерских дали свои положительные результаты.

Об этом на съезде рассказал учитель Виловатовской средней школы Горномарийского района Г. Костатеев.
«…При нашей Виловатовской средней школе есть животноводческая ферма. А появилась она так. Мысль подали учителя. Есть такие фермы при школах Рязанской области, почему бы и нам не развивать у ребят любовь к животным, стремление работать после школы на ферме. Правление колхоза «Сила» поддержало инициативу. Завезли в школу строительные материалы.

Дело закипело. Учителя и учащиеся справились с земляными работами и сами построили большую часть фермы. Вот уже около года школьники ведут уход за животными – коровами, овцами, свиньями, кроликами. За это время ребята получили большие знания по основам животноводства, прошли все, что предусмотрено программой. Учащиеся сами составляют рацион кормления, подвозят солому, сено, силос и другие корма.

Школа взяла обязательства по увеличению надоя молока, производству мяса, шерсти. Мяса сдали 725 килограммов, а шерсти получили по 3 кг с каждой овцы.

Но сегодня на съезде учителей хочется поднять и такой вопрос: как лучше сочетать учебу и работу учащихся, чтобы труд в учебно-опытном хозяйстве не снижал успеваемости. Весной мы часто отрываем ребят для работы на участке в колхозе. Многие учителя возражают против этого: надо, дескать, выполнять программу. Действительно, вопрос пока не решен. Следовало бы разработать методику преподавания, учитывая производственную работу школьников.

Или, скажем, выделили школам участки, а техники у нас нет. Колхозы дают ее только после того, как закончат все работы у себя. Школы оказываются в таком положении, при котором немыслимо вырастить показательный урожай, так как агротехнические сроки нарушаются.

Колхозы должны обеспечивать нас машинами своевременно. Ведь им принадлежат участки, которые обрабатывают школьники. Мне думается, надо поднять роль руководителей колхозов в укреплении связи школы с жизнью.»

(Марийская правда. – 1959. –13 нояб. – С. 2.).

                                                                       

 Подготовка к съезду учителей вызвало новый подъем инициативы учительства и школьных коллективов. Например, йошкар-олинская школа № 5 и  шефские предприятия взяли хорошие взаимные обязательства в честь Всероссийского съезда учителей.

На съезде разгорелись активные дебаты. Но о чем бы делегаты не рассказывали, в центре внимания стоял Учитель. Имя его звучит гордо. Учитель был, есть и будет центральной фигурой во всем учебно-воспитательном процессе. Воспитывать – значит влиять на ученика в нужном обществу направлении в течение всех лет обучения. И ясно, что учитель обязан быть всесторонне подготовлен для этого. Успех работы школы зависит от учителя, от его творческого мастерства.  Сколько теплых воспоминаний, благодарных слов оставляет в сердце молодежи любимый и умный учитель, который вовремя помог своему ученику найти правильный путь, дал добрый совет, выявил и поддержал его способности и дарования.  Как говорил М. И. Калинин на чествовании учителей-орденоносцев сельских школ: «В том-то и дело, что учитель находится как бы в своеобразном зеркальном лабиринте, на него смотрят сотни зорких, впечатлительных детских глаз, удивительно хорошо умеющих подмечать и положительные и отрицательные стороны учителя. Воспитание учеников – это прежде всего поведение учителя в классе, это отношение учителя к ученикам».

Завуч начальных классов Помарской средней школы Волжского района А. Эпанаева поделилась опытом работы своей школы: 

«…В нашей школе 11 начальных классов. Среди них — русские и марийские. Прежде всего мы тщательно обсудили, как разнообразить формы и методы обучения по отдельным предметам, например, по труду, договорились, как наладить самообслуживание учащихся, добиться того, чтобы они следили за чистотой не только в школе, но и дома. Особое внимание уделили улучшению преподавания русского языка в марийских классах. Все эти вопросы трудно решить одним учителям. Поэтому мы установили более тесный контакт с родителями, провели с ними собрания, на которых выступали и учащиеся.

Большую пользу приносит взаимный контроль учащихся. Они проверяют друг друга, смотрят, как налажено самообслуживание, дают советы, как нужно устранить недостатки. И ребята изменились к лучшему. Сейчас, как никогда раньше надо улучшать методическую работу. Есть у нас методическое объединение. На своих заседаниях обсуждаем актуальные вопросы, например, о взаимоотношениях школы и семьи, об индивидуальном подходе к учащимся. В этом году провели практикумы по пению, по труду. Хотим провести практикум навыков выразительного чтения. Все эти вопросы выдвигают сами учителя.

Мы стремимся обобщать передовой опыт. Ведь у каждого есть что-то хорошее. Например, одна из учительниц работает над темой «Моя работа по новой программе». Ее доклад мы собираемся послушать на методическом объединении. Другая учительница трудится над работой «Развитие активизации и самостоятельности на уроках чтения». С большим интересом учителя читают педагогические журналы. Несколько слов о новых программах по русскому языку. Положительное в них то, что они дают возможность быстрее вырабатывать у учащихся практические навыки. В связи с этим хочется сказать, что учителя должны больше обращать внимания на правильность произношения русских слов и звуков. Это дает возможность учащимся быстрее овладеть русским языком. И при поступлении в пединститут они не будут искажать русских слов. Русский язык — это язык великий, язык Льва Толстого. Надо его хорошенько изучать. Он открывает учащимся огромные богатства. Конечно, нужно всячески улучшать и изучение  марийского языка.»

(Марийсиая правда – 1959. – 18 нояб. – С. 3.).

Делегаты съезда не только поделились успехами, своими радостями и сокровенными думами, они критически проанализировали работу школ, вскрыли имеющиеся недостатки. А их, к сожалению, было немало. Связь обучения с жизнью, теории с практикой во многих школах осуществлялось еще формально, не выполнялся закон всеобуча, был велик процент второгодничества, подчас качество преподавания отставало от требований современности. Многие учителя недооценивали значение внеклассной работы и не уделяли ей должного внимания.

Первый съезд учителей стал важнейшим событием в жизни марийской школы. Учителя Марийской АССР  оправдали надежды Родины, они вложили всю свою энергию в воспитание подрастающего поколения, за крепкую и прочную связь обучения с жизнью, с трудом.

 

При подготовке материала использована следующая литература:

  • Большое событие в жизни работников просвещения // Марийская правда. – 1959. – 13 нояб. – С. 1.
  • Кондратьев Г. Навстречу республиканскому съезду учителей / Г. Кондратьев // Марийская правда. – 1959. – 18 окт. – С. 2.
  • Кондратьев Г. И. Общеобразовательная политехническая трудовая школа на современном этапе и задачи учительства / Г. И. Кондратьев // Марийская правда. – 1959. – 17 нояб. – С. 2.
  • Обращение республиканского съезда учителей школ Марийской АССР к работникам народного образования, рабочим, колхозникам и интеллигенции республики // Марийская правда. – 1959. – 17 нояб. – С. 1.
  • Съезд учителей // Марийская правда. – 1959. – 14 нояб. – С. 1.
Русский