100 ЛЕТ МАРИЙ ЭЛ. Великая Отечественная война в творчестве марийских художников.

22.04.2020 | 646 просмотра(ов)

Дороги страшной войны прошли более 131 тысячи жителей Марийской АССР. Из них свыше 74 тысяч не вернулись с полей сражений.

Страницы истории военного времени нашли отражение в изобразительном искусстве нашего края. Обращаясь к теме Великой Отечественной войны, вспоминая пережитые в детстве лишения суровых лет, рассказы родителей и дедов, художники создавали и создают композиции, в которых оживают картины военной поры, раскрываются судьбы одиноких матерей, не дождавшихся возвращения мужей и сыновей.

И. В. Ефимов своей картиной «Провожают на фронт» (1979) выразил и боль разлуки, и веру в далёкую победу. Перед нами предстаёт тревожная сцена прощания деревенского парня с близкими родственниками возле марийских ворот, перевитых веткой рябины – своеобразного символа оберега в этнической традиции народа. 

С поразительной остротой воссоздано психологическое состояние людей, ввергнутых в пучину Великой Отечественной войны в графической работе А. А. Муржина «Лето 41-го года» (1987). На фоне недостроенного сруба деревенского дома выделяется одинокая фигура мальчика. Три топора ушедших на фронт старших братьев и отца силуэтом выделяются на фоне уходящих в бесконечную даль просторов полей. В образе деревенского паренька, который в одночасье осиротел, предстаёт судьба всей страны.

Е. Г. Яранов, рассказывая о рождении замысла картины «Фотография на партбилет» (1984), вспоминал, как перелистывая альбом периода Великой Отечественной войны, увидел фотографию партийного билета, простреленного пулей и залитого кровью. В представлении художника возник образ хрупкой юной девушки, вовлечённой в смертоносную круговерть войны. В картине звучит тема  предстоящей гибели героини полотна. Изуродованные снарядами берёзки, изрытая взрывами земля, деревянные ящики от снарядов – всё свидетельствует о том, что война тут, рядом, что фотограф выбрал минуты затишья, которые вот-вот взорвёт шквальный огонь противника.

Всероссийскую известность получила картина В. Ф. Кузнецова «С Победой, сынки!» (1985). Композиция этого полотна строга и проста: изображены пожилые родители, потерявшие  в Великой Отечественной войне пятерых сыновей. Через неизлечимое горе одной семьи живописец смог выразить общечеловеческие переживания.

Б. И. Тарелкин в картине «Товарищи» (1983) показал поле, на котором только что отгремел бой. Раненый солдат остро переживает смерть своего фронтового друга. Бережно, последним прощальным жестом руки касается воин ещё мягкой и будто тёплой земли. В изголовье свеженасыпанного холмика – израненный в боях пулемёт. Так и останутся навсегда здесь два бойца, два верных товарища – солдат и его пулемёт. Символичным является и образ израненной земли, пропитанной кровью погибших. Живописное полотно «Бронебойщик» (1984) даёт возможность увидеть момент кульминации смертельной схватки советского воина с немецким танком. В героях картины «Вдовье поле» (1986) – женщины и её сына-подростка, как в зеркале отразилась судьба целого поколения.

А. Пушков на полотне «Бронебойщики» (1963-1967) изобразил подбитые немецкие танки, распластанные на земле Подмосковья. Мужество и стойкость бойцов Красной Армии остановили и разгромили фашистскую армаду на подступах к Москве. В этом заслуга и четырёх солдат, изображённых на картине. Разные по возрасту, облику и характеру, бойцы объединены единой волей и беззаветной любовью к Родине.

А. А. Ведерников в картине «Подвиг Соловьева» (1978) изобразил воина-земляка, повторившего подвиг Александра Матросова. В. И. Соловьев в кровавом, продолжительном бою у деревни Жуково Смоленской области 28 августа 1943 г. закрыл своим телом дзот вражеского пулемёта.

Тема Великой Отечественной войны нашла отклик в живописных полотнах многих художников Марийского края: Ю. С. Белкова («Баллада о лидере «Ташкент»), В. Д. Курочкина («В дни войны», «Дороги войны»), А. И. Бутова («Весна 45-го»), И. И. Мамаева («Последняя граната»), З. Ф. Лаврентьева («Дважды овдовевшая», «Варежки для солдат»), М. К. Нефёдова («Проводы», «Таран», «Катюша»), В. Ю. Желвакова (цикл «Долгие ночи блокады»), И. П. Мясникова («Подснежник»), И. В. Токарь («Памяти деда») и др.

 

При подготовке материала использована следующая литература:

Кудрявцев, В. Г. Художественная культура марийского народа: народное творчество, деревянное зодчество, изобразительное искусство / Владимир Кудрявцев. – Йошкар-Ола: Издательский дом "Марийское книжное издательство", 2017. – 256 с.

Изобразительное искусство Марийской ССР. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992. – 255 с.

Помнит мир спасённый. 60 лет Победы в творчестве марийских художников. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2005. – 168 с.

Прокушев, Г. И. Беседы об искусстве: виды и жанры изобразительного искусства  / Геннадий Прокушев. – Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 2008. – 118 с.

Прокушев, Г. И. Очерки о художниках Марий Эл / Геннадий Прокушев.  – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2016. – 334 с.

Прокушев, Г. И. Этюды о художниках Марий Эл / Геннадий Прокушев. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003. – 359 с.

 

Информация подготовлена Пушкиной О. Л., библиотекарем отдела литературы по искусству.

Русский