100 ЛЕТ МАРИЙ ЭЛ. Тернистый путь к этнографии и музею: к 115-летию Т.А. Крюковой

30.12.2020 | 237 просмотра(ов)

30 декабря исполняется 115 лет со дня рождения известного ученого-эгнографа, крупного музееведа, кандидата исторических наук, знатока культуры марийского народа Татьяны Александровны Крюковой (1904-1978). Её неустанная кропотливая творческая деятельность целиком была посвящена выявлению, сохранению, научному осмыслению и пропаганде культуры народов России.

Татьяна Крюкова была одним из самых образованных людей своего времени: Козьмодемьянская школа, Нижегородский и Ленинградский университеты, знание нескольких языков, включая сербский, чешский, словацкий. Когда в 1928-м году Крюкова была арестована за принадлежность к "братству Серафима Саровского", за ее освобождение ходатайствовали не только родственники и друзья, но и все ученое сообщество. В результате последовала ссылка на родину – в Козьмодемьянск, где Татьяна Александровна развернула бурную научную деятельность, по сути заложив основы этнографии в марийском крае.

Обладая широкой эрудицией, глубокими знаниями в области этнографии, она не ограничивалась только изучением культуры одного народа. Т.А. Крюкова хорошо разбиралась в особенностях культуры всех народов Поволжья и Приуралья. Благодаря её стараниям удалось сохранить в одном из лучших музеев страны – Российском музее этнографии уникальные образцы народной одежды, декоративно-прикладного искусства марийского, удмуртского, мордовского, чувашского, русского, татарского и других народов. Она оказала неоценимую помощь в развитии музейного дела в Поволжье и Приуралье. Татьяна Александровна по праву считается крупным специалистом в области этнографии марийцев.

Татьяна Александровна Крюкова родилась 30 декабря 1904 года (по старому стилю) или 12 января 1905 году (по новому стилю) в далёком сибирском городе Минусинске. Город Козьмодемьянск и козьмодемьянцы в её судьбе играли большую роль. Здесь прошли её юные годы, сюда она была направлена в ссылку. Не раз она приезжала в город Козьмодемьянск и в последующие годы к своим родителям. Её мать, Евгения Павловна, дочь козьмодемьянского головы П.Ф. Бычкова, выпускница Казанского института благородных девиц. Отец, Александр Иванович Крюков, лесничий Абаканского лесничества. В 1897 году по совету родителей они поехали в Сибирь добиваться успеха в жизни. Со временем в 1908 году, семья Крюковых переехала в родное гнездо – в город Козьмодемьянск. Здесь в 1921 году Татьяна окончила школу II ступени и как стипендиат Марийской области поступила на первый курс историко-филологического факультета Нижегородского университета, где увлеклась лекциями молодого преподавателя В.Л. Комаровича, который в дальнейшем сыграл большую роль в её жизни. По его совету Татьяна Крюкова перевелась в Петроградский университет, стала студенткой этнолого-лингвистического отделения факультета общественных наук. После окончания университета (1922-1925 гг.) она отправилась в Чехословакию для усовершенствования в славяноведении и славянской лингвистики.

По обвинению "в принадлежности к антисоветской организации "Братства Серафима Саровского" 30 ноября 1928 года Татьяна Александровна была выслана по месту жительства родителей в город Козьмодемьянск. По содействию известного марийского художника А.В. Григорьева начала работать в Горномарийском краеведческом музее и Козьмодемьянском бюро краеведения, где она изучала материальную и духовную культуру марийцев.

Как специалист по этнографии финно-угорских народов Т.А. Крюкова была приглашена в Государственный музей этнографии народов СССР (г. Ленинград), где при ее активном участии в 1938 году был создан самостоятельный Отдел народов Поволжья и Приуралья. Более тридцати лет, с 1944 года и до последних дней своей жизни Т.А. Крюкова заведовала этим отделом.

Научная и музейная деятельнось Т.А. Крюковой многогранна. Плодотворна её экспедиционно-собирательская и экспозиционно-выставочная работа. В 1930-1940-х гг. она провела полевое исследование материальной и духовной культуры марийцев и коми. В послевоенные годы диапазон ее научных интересов рассширился и охватил все финно- угорские и тюркские народы Поволжья и Приуралья. При участии Т.А. Крюковой в Государственном музее этнографии народов СССР были созданы экспозиции "Образцы искусства народов Поволжья" (1937), "Народы Поволжья в ХIХ-ХХвв (марийцы и чуваши)" (1950) и др.

В научной деятельности Т.А. Крюковой важное место занимает исследование культуры и быта марийцев. В 1956 году она выпустила монографию "Материальная культура марийцев в XIX в.", в которой впервые был обобщен материал о поселениях, жилище, бытовой и обрядовой утвари, пище, орудиях труда, средствах передвижения марийцев. В книге подробно охарактеризованы хозяйственный быт, основные и подсобные занятия, домашние и кустарные промыслы марийского народа.

Во втором томе серии "Народы мира", в объемной статье "Марийцы", опубликованной в книге "Народы Европейской части СССР" (1965 г.), наряду с вопросами материальной культуры Т.А. Крюкова дала полное и всестороннее освещение общественного и семейного быта марийцев, их фольклора, литературы и искусства.

Разрабатывая основные вопросы марийской этнографии, Т.А. Крюкова большое внимание уделяла изучению марийской одежды, вышивки, орнамента и обрядов. В 1951 году она опубликовала альбом-монографию "Марийская вышивка", в котором рассматриваются вопросы происхождения и эволюции национальной вышивки мари.

Т.А. Крюкова была участницей Всесоюзной сессии, посвященной происхождению марийского народа (1965 г.).

Наряду с исследованием традиционной культуры марийцев Т.А. Крюкова уделяла большое внимание изучению современности. В ряде своих работ она рассматривает особенности путей и форм изменения, обогащения традиционной культуры поволжских финно-угорских народов.  Основное внимание Татьяна Александровна при этом уделяла соотношению традиций и инноваций в материальной культуре; в жилище, утвари, пище и одежде.

По совокупности опубликованных работ в 1970 г в Сибирском отделении АН СССР (г. Новосибирск) Т.А. Крюкова представила научный доклад на тему "Материальная культура как источник для изучения истории народов Приуралья и Поволжья". За это ей была присвоена ученая степень кандидата исторических наук.

В последние годы свой жизни Т.А. Крюкова работала над монографией об одежде марийцев, закончить которую она не успела. Была написана только одна глава: "Локальные группы марийцев по материалам одежды".

Т.А. Крюкова умерла в 1978 году. Представитель первого поколения учёных, заложивших основы советского финно-угроведения и этнографии марийского народа; также внесла она большой вклад и в изучение культуры удмуртского, чувашского народов. Её заслуги высоко оценили: кандидат исторических наук (1970 г.), Почётная грамота Президиума Верховного Совета МАССР (1951 г.), Заслуженный работник культуры Марийской АССР (1973 г.), и Чувашской АССР (1975 г.), Государственная премия Удмуртской АССР (1973 г.).

22 января 2010 года в Козьмодемьянском музейном комплексе состоялось торжественное открытие мемориальной доски, надпись на которой сообщает о том, что в музее с 1929-го по 1931-й год работала Т.А. Крюкова.

 

ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ Т.А.КРЮКОВОЙ:

 

Принципы построения экспозиции Марийского краеведческого музея в г. Козьмодемьянске. – М., 1928. – 11с.

Марийская вышивка = [Марий тӱр] / МарНИИ, Гос. музей этнографии народов СССР ; [отв. ред. К. А. Четкарев ; фот. А. А. Гречкина]. – Ленинград, 1951. – 195 с.

Материальная культура марийцев XIX века / под ред. Н. И. Воробьева ; МарНИИ. – Йошкар-Ола : Марийск. кн. изд-во, 1956. – 159 с.

Марийцы // Народы Европейской части СССР. – М.-Л.: Наука, 1965. – Т. 2 («Народы мира»). – С. 510-547.

Материальная культура марийцев как один из источников решения вопроса об этногенезе // Происхождение марийского народа. – Йошкар-Ола, 1967. – С. 119-124.

К вопросу о датировке этнографических предметов (по данным экспедиционных исследований в Марийской АССР) // Доклады по этнографии. Географическое общество СССР. – Л., 1968. – Вып. 6. – С. 52-63.

Материальная культура как источник для изучения истории народов Приуралья и Поволжья. Доклад об опубликованных работах, представленных на соискание ученой степени кандидата исторических наук по совокупности. – Новосибирск, 1970. – 20 с.

Этнографическое изучение удмуртов и марийцев в так называемых "контактных зонах" их расселения // Тезисы докладов Первого Поволжского археолого-этнографического совещания. – Казань, 1974. – С. 61-62 (соавт. Е.Н. Котова).

Народные традиции в современной одежде народов Поволжья и Приуралья // Этническая история народов Урала и Поволжья (препринты докладов и сообщений). – Уфа, 1976. – С. 21-22.

Этнографические и локальные группы марийцев (по материалам одежды) // Личность и творчество: к 95- летию со дня рождения Т.А. Крюковой. – СПб., 2000. – С. 70-90 (публикация А.Ю. Заднепровской).

 

При подготовке материала использована следующая литература:

 

Качелин, С. По следам ученого / С. Качелин // Ведомости Козьмы и Дамиана. – 2010. – 4 февр. – С.10.

Муравьев, А. Крюкова хотела стать славистом / А. Муравьев // Ведомости Козьмы и Дамиана. – 2010. – 4 февр. – С.10.

Тольская, О. Лев Николаевич Гумилев и Татьяна Александровна Крюкова / Ольга Тольская // Отчина. – 2010. – № 2. – С. 29-31.

Татьяна Александровна Крюкова : (к 90-летию со дня рождения) // Марий Эл: время, события, люди : Календарь знаменательных и памятных дат на 1994 г. / сост. И.С. Гаврилова; Нац. б-ка им. С. Г. Чавайна. – Йошкар-Ола, 1993. – С. 40-43.

Археология и этнография Марийского края : к 100-летию Т.А. Крюковой / отв. ред. Н.С. Попов. – Йошкар-Ола,  2007. – Вып. 29 : Проблемы этнографии, истории и культуры марийского народа. – 230 с.

 

Информацию подготовила сотрудник отдела национальной краеведческой литературы и библиографии А.Н. Булыгина.

Русский