100 ЛЕТ МАРИЙ ЭЛ. Талантливый живописец (к 80-летию со дня рождения Валерия Филипповича Кузнецова (1940 – 2012))

30.09.2020 | 2336 просмотра(ов)

Валерий Филиппович Кузнецов (1940 – 2012) – живописец, Заслуженный художник Республики Марий Эл (2004). Родился 30 сентября 1940 года в деревне Отары Вурнарского района Чувашской АССР. В 1965 году окончил Чувашский государственный педагогический институт им. И. Я. Яковлева. Член Союза художников России с 1990 года. Работы художника разошлись по всему свету. Они хранятся  в Республиканском музее изобразительных искусств (Йошкар-Ола), а также в частных коллекциях России, Украины, Англии, Испании, Германии, Болгарии, Финляндии, Голландии, Израиля и других стран.

Работал Валерий Кузнецов в портрете, пейзаже и натюрморте в технике масляной живописи. Пейзажи и натюрморты привлекают национальным колоритом, красочностью и точностью воспроизведения различных состояний природы. Всероссийскую известность художнику принесла картина «С победой, сынки!».

Валерий Кузнецов нелёгкую долгую жизнь. Вырос Валерий в деревне. Как все дети военных лет, хлебнул лиха, голодал. Рисовать любил с раннего детства, хотя с бумагой и рисовальными принадлежностями было трудно. В школе Валерий учился с большой охотой, с особенным увлечением занимался рисованием.

После окончания десяти классов Валерий пытался поступить в Чебоксарское художественное училище, но не прошёл по конкурсу. Однако мечту – стать художником не оставил. В 1960 году он поступил на графический факультет Чувашского педагогического института им. И. Я. Яковлева.

Изобразительную грамоту Валерий осваивал с желанием и большим упорством. Институт Валерий окончил дипломом работой «Утро. С ночного». В ней изображены мальчишки на лошадях, едущие на зрителя. Родился сюжет из детских воспоминаний. Мальчишкой приходилось бывать в ночном, купать коней, ездить на них верхом без всяких сёдел. Работа в пейзаже позволила написать в дипломе среду, луга и речку, небо и прибрежный кустарник. Диплом получил оценку «отлично».

Его ученические работы не сохранились. Многое он роздал, часть дома у родителей пропала. Алатырские работы раздал учителям, товарищам и приятелям.

Трудовую деятельность Валерий Кузнецов начал в средних школах города Алатырь Чувашской АССР в 1965 году, сразу после окончания института.

В 1967 году Валерий Кузнецов встретился с Владимиром Андреевичем Ивановым, впоследствии директором Йошкар-Олинского художественного училища, с которым был знаком по институту. Владимир Андреевич пригласил Кузнецова в Йошкар-Олу.

Работа с предоставлением общежития нашлась на заводе «Торгмаш». Но и завод не давал возможности общения с художниками. После была работа в универмаге «Восход» и «Доме пионеров». И только в 1974 году, став художником  Марийских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР, Валерий Кузнецов почувствовал, наконец, себя на своём месте. Появилась возможность выезжать на этюды с признанными живописцами – Алексеем Бутовым и Борисом Пушковым. Общался  Кузнецов также с С. Ф. Подмарёвым и М. К. Нефёдовым. Художники серьёзно рассматривали его этюды и пейзажи, обращали внимание на недостатки, отмечали достоинства. Живопись Валерия Кузнецова посвежела.

С 1972 года работы Валерия Кузнецова стали экспонироваться на осенней выставке «Край Марийский».

Университетом для Валерия Кузнецова были дома творчества – «Горячий ключ» и «Академическая дача», на которых с 1978 по 1990 год он побывал семь раз.  На дачах художник встречался с известными мастерами живописи. Руководили потоками признанные мастера, среди которых были Николай Николаевич Соломин и Антон Павлович Левитин.

На дачах писали обнажённую натуру, рисовали портреты, на пленэре работали над жанровыми постановками и этюдами. Кузнецов создал целый ряд графических портретов художников – Виктора Сорокина, Кима Бритова, Юрия Семенюка, других российских живописцев. Его портреты пластичны, отличаются несомненным сходством, умением постичь характер. Они свидетельствуют о наблюдательности и остроте глаза, о мастерстве. Здесь же на даче закончил он картину «С победой, сынки!» (1984). С триумфальным шествием картины по России Валерий Кузнецов стал известен всей стране.

Что же собой представляет картина «С победой, сынки!»? На ней изображены старики-родители перед портретами пяти сыновей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Ситуация вызывает глубокое чувство сострадания. Иссохшие тела, согбенные спины старика и старушки, в одиночестве встречающих День Победы, свидетельствуют о пережитых невзгодах, о безрадостной старости. Изобразив конкретный жизненный факт, художник живописно-пластическими средствами сумел выразить общечеловеческие переживания, показал, что сердечные раны не заживают, что боль утрат остаётся в душе навсегда.

Здесь уместно вспомнить, как эта картина создавалась. Эскиз был показан на выставке «Художники Марийской АССР в Великой Победе» в 1975 году. Были найдены композиция, цветовое решение, образы стариков. Эскиз вызвал щемящее чувство боли. Но это был только эскиз. Тема требовала воплощение в картине. Со стороны казалось, что главное художником сделано, однако законченное произведение зрители увидели только через десять лет. Я знаю, что было много попыток и проб, холст удлинялся и укорачивался. И одному художнику известно, сколько мук, бессонных ночей и труда стоила картина. Здесь сыграл роль характер художника, настойчивость, вера в успех и самообладание. Валерий Кузнецов преодолел в творчестве все тернии и завершил живописное полотно. И перед ним открылась полоса везения – заслуженная награда за упорный, терпеливый труд. Он стал членом Союза художников России и СССР, получил одну из лучших в Йошкар-Оле мастерских.

«Я впервые почувствовал себя художником и счастлив до глубины души», - признавался  художник, вспоминая то трудное, но радостное время.

Картина «С победой, сынки!» с успехом экспонировалась на зональной выставке «Большая Волга» в Чебоксарах (1985) и на республиканской художественной выставке «Советская Россия» в Москве (1985). Её цветная репродукция опубликована в альбоме «Страницы истории нашей. Живопись, скульптура, поэзия», в котором собраны лучшие произведения советского искусства со времён Октябрьской революции до восьмидесятых годов XX века.

Значительное место в творчестве Валерия Кузнецова занимал портретный жанр, в котором предпочтение отдаётся  ветеранам Великой Отечественной войны. Это «Портрет генерал-майора Игоря  Григорьевича Чепайкина» (1984), участника обороны Сталинграда и строителя Байконура; «Портрет Бориса Васильевича Бабушкина» (1984) – лётчика-истребителя, почётного гражданина г. Йошкар-Олы; «Портрет Алексея Павловича Русинова» (1985), участника обороны Москвы, штурма Варшавы и Берлина, «Портрет В. А. Кулика» (1985), награждённого орденами Славы III степени и Красного Знамени. Образы ветеранов  войны привлекают не только необычными биографиями, но также несомненным портретным сходством и остро выраженными, энергичными характерами. Перед нами героические личности, вынесшие на своих плечах невзгоды Великой Отечественной войны. В эту плеяду входят «Портрет матери» (1990) – труженицы тыла и «Портрет десантника Виталия» (1992). Военной тематике посвящена его известная картина «Кусочек сахара из детства»

Валерий Кузнецов писал много пейзажей, в которых прекрасно воспроизведено состояние природы, передано буйное цветение яблонь, летнее раздолье, звонкие краски осени, тишина зимних вечеров. Художник умел дать точное название пейзажам, опираясь на мотив или состояние природы. «Ветреный день» (1985), «Узоры Кокшаги» (1986), «Разлив Ошлы» (1993), «Там, за рекою» (1995) и другие.

Увлекался художник и натюрмортами, в которых преобладает изображение цветов. Пейзажи и натюрморты художника украшают экспозиции выставок разного масштаба. Их с удовольствием приобретают любители искусства в свои коллекции.

Жил в Йошкар-Оле художник, не чурался и общественной работы. В 2005 – 2010 годах он исполнял обязанности Председателя ревизионной комиссии Марийского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». Он любил заниматься садом и огородом, выезжал в лес за грибами, но основное время отдавал любимому делу – творчеству.

Скончался 12 сентября 2012 года в Йошкар-Оле.

 

Литература:

  • Кто есть кто в Марий Эл : биогр. справ. – Йошкар-Ола, 2002. – С. 296.
  • Марийская биографическая энциклопедия. – Йошкар-Ола, 2017. – С. 233.

***

  • Васильев М. Сӱретыште – эртыше илыш / М. Васильев // Марий Эл. – 2000. – 12 окт.
  • Прокушев Г. Очерки о художниках Марий Эл / Геннадий Прокушев ;  [сост., отв. ред. Чеботкин В. А.]. Йошкар-Ола, 2016. – С. 42-47.
  • Соловьёва Г. Поэтика пейзажа / Г. Соловьёва // Йошкар-Ола. – 1993. – 30 июля.

 

Используемые источники :

  1. Прокушев Г. Очерки о художниках Марий Эл / Геннадий Прокушев ;  [сост., отв. ред. Чеботкин В. А.]. Йошкар-Ола, 2016. – С. 42-47.

 

Интернет-ресурсы:

  1. Персоналии. Кузнецов В. Ф. — URL :  http://enc.cap.ru/?t=prsn&lnk=2803 (дата обращения 28.09)
  2. Марий Эл. Художник Валерий Филиппович Кузнецов. — URL :  https://yandex.ru/images/search?text=%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%AD%D0%BB%20%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2&stype=image&lr=41&source=wiz (дата обращения 28.09)
  3. Картинки . — URL :  https://yandex.ru/images/search?pos=39&p=1&img_url=http%3A%2F%2Fitd3.mycdn.me%2Fimage%3Fid%3D874426757836%26t%3D20%26plc%3DMOBILE%26tkn%3D*oIs3rN7l12xNJb9nAa1QpmULlj0&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B0%20%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%AD%D0%BB&lr=41&rpt=simage&source=wiz (дата обращения 29.09)

 

Составитель: Н. В. Царегородцева, главный библиотекарь научно-методического отдела Национальной библиотеки им. С. Г. Чавайна

Русский