100 ЛЕТ МАРИЙ ЭЛ. Славная звезда земли марийской: Смирнова Прасковья Алексеевна (1909-1947 гг.)

09.10.2019 | 3010 просмотра(ов)

Талантливая марийская актриса Прасковья Алексеевна Смирнова первой в республике была удостоена почетного звания «Народный артист Марийской АССР». Паня Смирнова! Так любовно называли артистку в народе. Она родилась 17 октября 1909 года в деревне Конганур (Коҥганур) ныне Куженерского района Республики Марий Эл, в крестьянской семье. В 1921 году окончила начальную школу в родной деревне. Год проучилась на подготовительном отделении Сернурских педкурсов, а затем продолжила учебу в Старом Торъяле. После окончания школы-семилетки поступила в Йошкар-Олинский педтехникум.

С детских лет любившая петь и танцевать Паня была активной участницей художественной самодеятельности. 6 ноября 1928 года силами учащихся педтехникума был поставлен спектакль «Ачийжат-авийжат!..» («Эх, родители!..»). П. Смирнова играла роль Маюк. Среди зрителей, горячо встретивших спектакль, был автор пьесы Яков Павлович Майоров-Шкетан. Журналист Петр Клюкин вспоминал: «После спектакля Шкетан подошел к девушке, поблагодарил за искреннюю игру и посоветовал поступить в театральную студию, которая как раз в это время проводила добор учащихся».

 Так осенью 1928 года, проучившись два года в педтехникуме, П. Смирнова поступила в Марийскую студию музыкально-драматического искусства, после окончания которой, в 1930 году она была принята в труппу Марийского государственного театра. В том же году, после успешного участия Маргостеатра в I Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР П. Смирнова поступила на актерское отделение Центрального техникума театрального искусства (ЦЕТЕТИС), но вскоре, не завершив учебы, вернулась в Йошкар-Олу и продолжила работу в театре.

В первые годы работы в театре она не особенно выделялась среди остальных артистов, выходила на сцену в небольших ролях в спектаклях «Урожай» М. Шкетана, «Пасека» и «Живая вода» С. Чавайна.

Первой большой ролью, показавшей мощный актерский потенциал П. Смирновой, стала роль Варвары в драме А. Островского «Гроза» («Кӱдырчан йӱр»), которая вывела ее в число ведущих актрис театра. Это было в 1934 году, когда в театр художественным руководителем был приглашен опытный режиссер Н. Д. Станиславский. В этом спектакле П. Смирнова показала свое незаурядное дарование. «Гроза» имела большой успех у зрителей. На сцене марийского театра эта пьеса шла на протяжении трех лет.

Артисты выезжали с «Грозой» на гастроли в марийские деревни, где спектакли всегда шли при переполненном зале. Каждая деталь, каждая картина спектакля были продуманы, отработаны. Легко, с юмором передавали беспечность влюбленных П. Смирнова и Т. Соколов в роли Варвары и Кудряша.

Очень интересной ее работой был образ заведующей здравотделом Бочкаревой (пьеса «Платон Кречет» А. Корнейчука).

В 1939 году марийский театр отмечал свое десятилетие. К этой дате творческий коллектив подготовил драму «Ӱчӧ» («Месть») молодого тогда марийского драматурга Н. И. Иванова. Прасковья Алексеевна успешно сыграла роль основной героини — Лыстывий. Образ девушки, задавленной законами и обычаями, пытающейся героически идти против вековых традиций, отстаивающей правду и любовь, был дан артисткой П. А. Смирновой верно и с большим подъемом.

За годы работы в Маргостеатре Прасковья Смирнова сыграла более трех десятков ролей, большинство из которых были главными. Прекрасные вокальные данные (ее голос современники сравнивали с серебряным колокольчиком), женственность, артистичность и красота покоряли сердца зрителей. Сыгранные актрисой роли были проникнуты чувством современности, отличались глубиной раскрытия внутреннего мира героинь. Прасковья Алексеевна создала много интересных, запоминающихся образов: Тони Тумановой («Как закалялась сталь» Н. А. Островского), Наташи («На дне» А. М. Горького), Амалии («Разбойники» Ф. Шиллера), Катэ («Бабьи сплетни» К. Гольдони), Анжелины («Мнимый больной» Ж. Мольера) и ряда других.

Во время Великой Отечественной войны театр был вынужден перейти к работе над малыми формами и к концертам, так как большинство артистов ушло на фронт, и характер работы изменился. Нужно было обслуживать воинские части, отправляющиеся на фронт, и тружеников тыла. Прасковья Алексеевна Смирнова, обладая хорошим голосом, выступала с вокальными номерами и неизменно пользовалась большим успехом.

Весной 1944 года театр ставит первую пьесу начинающего драматурга  Н. Арбана «Янлык Пасет». Здесь актриса создает колоритный образ веселой марийской девушки Ануш.

После окончания Отечественной войны коллектив театра вновь начал работать над комедией заслуженного деятеля искусств Марийской АССР С. Николаева «Салика». В этом спектакле Прасковья Алексеевна создала незабываемый образ Салики. Многие из марийских зрителей с теплотой вспоминали ее в этой роли.

Интересной была и Варя из пьесы К. Симонова «Парень из нашего города», где она создала яркий образ молодой русской девушки, способной пожертвовать всем для любимого человека. Высокого драматического звучания достигла актриса в роли Купавы в весенней сказке великого русского драматурга А. Н. Островского «Лумӱдыр» («Снегурочка», 1946). Здесь образ несчастной, обманутой девушки ею был доведен до трагедийного звучания.

Работая с такими мастерами русский сцены, как Н. Д. Станиславский, Г. И. Иосселиани, Г. К. Крыжицкий, актриса непрестанно совершенствовалась.

Через все творчество П. Смирновой прошла тема любви к человеку, утверждения его человеческого достоинства. Играя в пьесах марийских драматургов, актриса стремилась раскрыть эмоциональность, лиризм, душевную красоту и чистоту марийской женщины. Она нашла свои краски для создания образов Салики и Марины в музыкальной комедии Сергея Николаева «Салика», Саскавий в его же драме «Вӱдшӧ йога» («Воды текут», 1940), Ануш и Чачавий в драме Николая Арбана «Янлык Пасет» («Черный Волк», 1944).

Вспоминая о постановке в Марийском драмтеатре своей пьесы «Воды  текут» в далеком 1940 году, народный писатель республики Сергей Николаев с особой теплотой отозвался о Прасковье Смирновой, которая «искренне с неимоверной страстью играла роль и своим звонким, серебристым голосом с большим драматизмом исполняла песни Саскавий» (главной героини). 

Драматург отмечал, что «в те годы Паня Смирнова была основной актрисой, исполняющей ведущие роли».

В ряде постановок по переводным пьесам П. Смирнова создала образы своих современниц, убедительно раскрыв духовный мир женщины 30-40-х годов прошлого века. Начиная со спектакля «Шурно» («Урожай») М. Шкетана, Прасковья Алексеевна за более чем полтора десятка лет работы в Маргостеатре имени М. Шкетана создала немало ярких, запоминающихся образов в постановках самого различного плана. Этого она достигала упорным трудом, поисками разнообразных приемов создания полноценных и глубоких в идейно-художественном отношении образов. Галерея замечательных женских образов, созданных талантливой артисткой, всегда пользовалась неизменным успехом и осталась в памяти благодарных зрителей. Последней работой П. Смирновой была роль Любы Шевцовой в пьесе «Молодая гвардия» по роману А. Фадеева.

В 1941 году плодотворная деятельность актрисы была отмечена почетным званием «Заслуженный артист Марийской АССР», в 1946 году –«Народный артист Марийской АССР». Она также награждена орденом «Знак Почета» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Марийской АССР.

П. Смирнова вела большую общественную работу. В 1946 году она избиралась председателем Марийского обкома профсоюзов работников искусств.

 Преждевременная трагическая смерть П. А. Смирновой 13 ноября 1947 года прервала очень ценную и интересную творческую работу талантливой артистки. Ей было всего 38 лет. О том, как любили артистку в народе и с какой скорбью встретили люди весть о ее кончине, красноречиво говорит тот факт, что два известных марийских поэта Миклай Казаков и Анатолий Бик опубликовали в те горестные дни стихотворения «Ужатыме мут», «Чеверын, йолташна!», посвященные памяти Прасковьи Смирновой.

 

Литература о жизни и творчестве:

 

1. Клюкин П. Первый калык артистка П.А.Смирнова: шочмыжлан 50 ий темме лӱмеш // Марий коммуна. – 1959. –27 дек.

2. Савельев С. Жизнь, отданная служению искусству // Марийская правда. –1960. – 4 янв.

3. Беспалова Г. Калык артистка: МАССР-ын первый калык артисткыже П. А. Смирновалан 60 ий темме лӱмеш // Марий коммуна. – 1969. – 17 окт.

4. Клюкин П. Коло ий сценыште: шарнымаш // Марий коммуна. – 1970. – 16 апр.

5. Георгина М. Марийский драматический театр: страницы истории (1919-1978). – Йошкар-Ола, 1979. – 188 с.

6. Чокмар Э. Марий мландын чапле шӱдырна // Кугарня. – 1994. – 14 окт.

7. Волков А. Калык артистка: писательын дневникше гыч // Илышын воштончышыжо. – Йошкар-Ола, 1994. – С. 146-149.

8. Айплатов Г. Прасковья Алексеевна Смирнова (1909-1947): к 90-летию со дня рождения // Марий Эл: время, события, люди: календарь знаменательных и памятных дат на 1999 год. – Йошкар-Ола, 1998. – С. 82-84.

9. Зайниев Г. Эпоха марийской драмы // Марийская правда. – 1999. – 3 дек.

10. Кульбаева Н. И. Артисты Марийского театра: биобиблиографический справочник. – Йошкар-Ола, 2005. – 288 с.

Русский