100 ЛЕТ МАРИЙ ЭЛ. ПАМЯТЬ О СОКОЛАХ

20.05.2020 | 2583 просмотра(ов)

О героических делах советской военной авиации написано множество книг. Вся ее история – летопись подвигов, которые совершали во славу Родины. В годы Великой Отечественной войны на территории Марийской АССР проходили службу перед отправкой на фронт молодые авиаторы. Они овладевали мастерством вождения боевых машин, испытывая их. Тогда недалеко от Йошкар-Олы стоял третий авиационный запасной полк. Сюда направляли тех, кто должен был разить врага с воздуха. Это было трудное, связанное с риском дело. В статье «Третий запасной авиаполк на территории Марийской АССР в годы Великой Отечественной войны», напечатанной на страницах 151-153  «Марийского архивного ежегодника – 2016», председатель регионального отделения Общероссийского общественного движения «Поисковое движение России» в Республике Марий Эл  Д. Я. Шипунов пишет:

 «…История боевой авиации на территории Марийской АССР началась с эвакуации в Йошкар-Олу Ленинградской военно-воздушной Академии Красной Армии. Промышленность тоже переходила на военные рельсы, так в городе Волжске стал выпускать самолеты УТ-2 авиационный завод № 168, эвакуированный из Рязани в октябре 1941 года.

Когда в Казани начала формироваться 8-я запасная авиационная бригада, было принято решение о развертывании на территории Марийской республики запасного авиаполка. И в 1942 году на территорию Марийской АССР был перебазирован из-под Астрахани 3-й запасной авиационный полк (ЗАП).

8-я запасная авиационная бригада специализировалась на переобучении летчиков для полетов на самолетах Пе-2, которые изготавливались на Казанском авиазаводе. В 9-й ЗАП в г. Казань, 18-й ЗАП в г. Чистополь и 3-й ЗАП в г. Йошкар-Олу прибывали экипажи эскадрильями и целыми полками, переучивались, получали новые самолеты и улетали защищать Родину. С 1942 года до конца войны в бригаде прошли переобучение на самолет Пе-2: маршевых полков – 69, маршевых эскадрилий – 7, отдельных экипажей – 1201.

В книге В. Р. Котельникова, А. Н. Медведя, Д. Б. Хазанова «Пикирующий бомбардировщик Пе-2» отмечается, что «...запасная авиационная бригада в годы воины служила своеобразной «перевалочной базой», куда направлялась значительная часть выпущенных «пешек», и где экипажи маршевых полков получали боевую технику. За годы войны через 8-ю забр прошли 6676 Пе-2 и 208 УПе-2. В авариях и катастрофах было потеряно 93 машины, а еще 17 списали по причине предельного износа. Запасная авиационная бригада, сформированная в 1941 г., включала три запасных авиационных полка (3-й, 9-й и 18-й ЗАП). В каждом из них одновременно переучивались несколько маршевых полков. Переменный летный состав 8-й забр порой насчитывал свыше 1000  человек (более трехсот экипажей, т.е. приблизительно три авиадивизии)…»

Интересной особенностью 8-й запасной авиационной бригады было то, что если 9-ой  ЗАП в Казани и 18-й ЗАП в Чистополе  специализировались только на обучении летчиков полетам на самолетах Пе-2, то 3-ий «марийский»   ЗАП обучал личный состав к полетам на самолетах Пе-2, СБ, ДБ-3, Ил-4, Ту-2, А-20 «Бостон», Як-7 и даже на трофейных самолетах Хе-111.

В 3-м ЗАП для обучения поступающего пополнения были задействованы три аэродрома, находящиеся рядом с городом. В архивных документах они указываются как  аэродром № 1 (Павловский), аэродром № 2 (Митькинский) и аэродром № 3. Первый аэродром (Павловский) находился в 7 км. севернее города Йошкар-Олы, между деревнями Сосновка и Шаплак (Шойбулак). На февраль 1943 года в оперативных документах штаба 8-й запасной авиационной бригады указывается, что размер рабочей площадки этого аэродрома составлял 1800x1800 метров с травяным покрытием и мог быть использован для эксплуатации всех типов самолетов.

Аэродром № 2 (Митькинский) располагался в 13 км. северо-западнее города Йошкар-Олы,  между деревней Митькино и лесным массивом. Его размеры были 1500x1500 метров, он также имел травяное покрытие и мог принимать все типы самолетов.

  Третий аэродром, не имевший названия, находился в 4 км юго-западнее города Йошкар-Олы и имел возможность принимать только легкую авиацию. Эти аэродромы  отличались от аэродромов Казани, имеющих взлетные полосы  с бетонным покрытием.

В «Истории 8-й запасной авиационной бригады за 1942-1945 годы», хранящейся в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации, записано:

«...За весь период Отечественной войны особое внимание службы тыла уделялось поддержанию аэродромов в годном для эксплуатации состоянии. Сама по себе аэродромная сеть явно неудовлетворительная. Аэродром Йошкар-Ола по своему состоянию требует капитального ремонта с большим объемом земляных работ, почти равным постройке нового аэродрома. Никаких спецсооружений не имеет и по существу является аэродромом полевого типа. По климатическим и почвенным условиям малопригоден для базирования на нем авиачасти.

Аэродром Казань имеет бетонные ВПП и РД, что позволяет вести с него непрерывную летную работу.

Части бригады все время, как летом, так и зимой, летали на колесах. Поддержание аэродромов в годном на колесах состоянии потребовало колоссальных затрат рабочей силы и средств. Достаточно сказать, что только людской рабочей силы затрачено 519191 человекодней, кроме того, 4323 тракторосмены и 6171 машиносмена. Лишь в зиму 1944-1945 годов затраты рабочей силы резко сократились в результате массового применения универсальных снеготасок...».

Сухие цифры скрывают огромный труд гражданского населения, помогавшего поддерживать аэродромы в пригодном для полетов состоянии. Попробуйте представить расчистку аэродрома вручную в условиях марийских зим 1940-х годов.

Для прибывающих маршевых полков и одиночных экипажей были организованы полевые полигоны, на которых отрабатывались приемы бомбометания, стрельбы, пикирования и другие необходимые навыки для успешного ведения воздушной войны.

Авиационным полигоном для 3-го запасного авиационного полка служила территория, находящаяся на расстоянии 25 км. от города Йошкар-Олы в районе 4-5 км. южнее деревни Красное Поле. Границы полигона были обозначены лесным массивом, так как для этих целей была выбрана одна из лесных полян по площади 120 гектаров. Кроме того, Йошкар-Олинский полигон был оснащен двумя посадочными площадками. Основная площадка была размерами 400x200 метров для самолетов У-2 (эта плошадка находилась в 2 км. южнее от деревни Красное Поле) и запасная площадка, размером 800x120 метров, на случай вынужденных посадок самолетов УСБ и Пе-2 (располагалась в 4 км. юго-западнее деревни Красное Поле).

Интенсивная боевая учеба с маршевыми полками и отдельными экипажами приводила к авиационным происшествиям. К сожалению, многие происшествия заканчивались катастрофами с гибелью личного состава. Первая катастрофа произошла 28 января 1942 года, когда самолет сержанта Ковалева врезался при посадке в кусты с пнями в 2 км. от аэродрома. 5 марта 1942 года самолет Пе-2 под управлением старшего лейтенанта Кобренкова врезался в крестьянский дом, экипаж погиб.

30 сентября 1942 года из-за отказа двигателя Пе-2 под управлением сержанта Константинова задел дом в районе аэродрома Павлово.  Летчик погиб, штурман и стрелок тяжело ранены. 18 августа 1942 года при перебазировании с г. Астрахань и заходе на посадку Пе-2 под управлением лейтенанта Грачева у самолета заклинил мотор. В результате чего самолет сделал «бочку», упал и сгорел. Экипаж погиб. 18 декабря 1942 года по неустановленным причинам  Пе-2 под управлением сержанта Куприенко  взорвался в воздухе в районе села Мумзер. Экипаж погиб.

 Крупнейшей катастрофой 3-го запасного авиаполка можно считать падение самолета Ил-4 в 18 км. от Йошкар-Олы. Погибли 6 человек. Они были захоронены в селе Нурма Медведевского района.

Единственным истребителем, разбившимся на территории МАССР, был истребитель ЯК-1. Летчик лейтенант Левушкин захоронен  31 мая 1944 в деревне Шойбулак.

Были и не боевые потери. На кладбище деревни Митькино захоронен красноармеец Валеев, убитый ножом на аэродроме гражданскими лицами. При рулении на аэродроме Павловском пилотом женской группы, младшим лейтенантом Спициной смертельно ранен винтом самолёта майор Ворожбянский. Следует отметить, что на территории МАССР не было катастроф с гибелью женских экипажей.

Впоследствии пилоты и штурманы женской группы воевали в знаменитом женском бомбардировочном авиационном полку Марины Расковой, ставшем затем 125-м гвардейским бомбардировочным полком.

Основными местами захоронений личного состава 3-го ЗАП стали кладбища в населенных пунктах Нурма и Шойбулак, а также в городе Йошкар-Оле. При работе с архивными документами установлены имена 41 погибшего воина, относящегося к ВВС Красной Армии, чьи могилы остались на марийской земле. Но и это не полная цифра…"

В 1965 году наша страна отмечала 20-летие Великой Победы. В память о двадцати летчиках, похороненных  на Шойбулакском кладбище, был воздвигнут памятник – десятиметровый каменный столб, увенчанный авиационной эмблемой. Памятная надпись на обелиске свидетельствует о том, что летчики погибли при исполнении служебных обязанностей в годы Великой Отечественной войны (1941-945 гг.). На мраморной доске высечены фамилии летчиков.

 «…Движется бесконечный поток людей к березовой роще, где вечным сном спят те, перед кем мы в бесконечном долгу. Вот занял место и застыл в строю почетный караул.

Председатель Совета Министров Марийской АССР Т. И. Горинов открывает митинг, посвященный открытию памятника погибшим летчикам.

Торжественно, звучит гимн. Раздается залпы салюта. Падает покрывало. Перед собравшимися открывается сверкающий на солнце высокий обелиск.

Бывший летчик полка В. П. Никитин говорит: «Я и мои товарищи выполняли задание Родины – готовили летный состав для нашей авиации. Я хорошо знал всех, кто лежит здесь, знал их героические подвиги. Это были замечательные люди. У командира звена Левушкина была мечта: стать летчиком- истребителем. Он подготовил сотню летчиков, которые геройски сражались с фашистами, и они благодарны этому человеку, открывшему им дорогу в небо. К сожалению, сам он погиб при исполнении служебных обязанностей.

Память о погибших зовет нас, старых воинов, не забывать, что в мире существуют силы, готовые разжечь пожар новой войны. И если что случится, мы вместе с молодыми встанем в строй, мы готовы к отпору».

На митинге выступили учительница Шойбулакской школы М. Н. Дудина, пионерка этой же школы Галя Домрачева, председатель колхоза имени Калинина И. Г. Максимов. Звучит траурный марш. С венками, букетами ландышей все направляются к памятнику…»

Г. ЛАБЕЦКАЯ.

Методист Йошкар-Олинского Дома пионеров. (Память о соколах // Марийская правда. – 1965. – 13 мая. – С. 4.) 

В сооружении памятника активное участие приняли учащиеся Шойбулакской средней школы и представители Советской Армии.

По желанию ветеранов на братской  могиле в селе Нурме в 1974 году установлена мраморная мемориальная плита с надписью: «Военным летчикам, погибшим при выполнении служебного задания в 1944 году. Лейтенант Алексей Костиков, лейтенант Евгений Добровольский, младший лейтенант Петр Едрец, младший лейтенант Василий Овценов, младший лейтенант Василий Кущев, старшина Василий Лебедев.

Вспоминая военные годы, штурман бывшего 132-то Берлинского авиационного полка Ю. Плотников 29 июня 1973 то да в «Марийской правде» писал: «Случилось так, что именно здесь, под Йошкар-Олой, потерял я своих близких товарищей. В один из июльских дней 1944 года они погибли при выполнении служебного задания. Сообщая имена шести летчиков, Ю. Плотников пожелал, чтобы погибшие не были забыты, и закончил свое письмо следующими словами: «Мои друзья заслужили памяти. Они готовились и стремились на фронт бить врага».

22 июня 2017 года открыли монумент погибшим летчикам на кладбище села Шойбулак. На двух гранитных плитах выбиты имена 31 летчика третьего запасного учебного авиационного полка, которые погибли на территории Марийской АСССР в годы Великой Отечественной войны при боевой учебе. В центре композиции – гранитная плита с изображением Ордена Отечественной войны и бомбардировщика. Такой подарок Медведевскому району и республике сделали члены Марийского поискового отряда «Демос».

«Два года мы по крупицам собирали эти имена. Само захоронение известно давно, но и в военкомате, и в администрации района были известны имена только 20 летчиков. Считалось, что здесь захоронены 20 человек. Когда мы стали поднимать документы, оказалось, что их здесь 37. Мало того, когда мы стали устанавливать их адреса, оказалось, что на Родине они считаются без вести пропавшими. У части из них есть дата гибели, но нет места захоронения», – рассказал руководитель Марийского поискового отряда «Демос» Дмитрий Шипунов.

 

Информацию подготовили сотрудники отдела национальной краеведческой литературы и библиографии А. Н. Булыгина и С. П. Рыбакова.

 

При подготовке материала использована следующая литература:

  • Братские могилы погибших летчиков // Сергеев М. Т. Когда оживает прошлое / М. Т. Сергеев, А. Ф.Степанов. – Йошкар-Ола, 1980. – С. 84-86.
  • Шипунов Д. Я. Третий запасной авиаполк на территории Марийской АССР в годы Великой Отечественной войны / Д.Я.Шипунов // Марийский архивный ежегодник-2016. – Йошкар-Ола, 2016. – С. 151-153.

***

  • Лабецкая Г. Память о соколах / Г. Лабецкая // Марийская правда. – 1965. – 13 мая. – С. 4.
  • Плотников Ю. Пусть живет память о погибших / Ю. Плотников // Марийская правда. – 1973. – 29 июня. – С. 3.
Русский