Листья облетают – деревья остаются.
Птицы улетают – гнёзда остаются.
Люди уходят – имена остаются.
(Народная песня горных мари)
15 июля 2020 года исполняется 80 лет со дня образования Союза композиторов Республики Марий Эл.
С высоты нового времени ясно видны пути развития марийской профессиональной музыки, этапы её становления, развития и блистательного успеха. Пути эти были сложными и противоречивыми, но они привели к большому успеху марийской музыки не только у себя на родине, но и далеко за её пределами.
С 1917 года у наций и народностей Поволжья возникло стремление к усиленной работе по развитию просвещения и культуры. В первые годы советской власти было сложно развивать культурную жизнь из-за почти тотальной неграмотности населения, разрухи и голода. Однако уже в 1920 году при Краснококшайском уездном отделе народного образования была создана музыкальная секция, приобретены музыкальные инструменты и образован первый струнный оркестр. В Козьмодемьянске работниками искусств были сделаны попытки поставить оперу, что выразилось в постановке 1-3 актов оперы «Демон» А. Г. Рубинштейна. В 1919 году увидел свет сборник песен «Мари муро», составленный В. М. Васильевым и включающий 311 мелодий. Этот факт был особенно важен, ибо все выпущенные до того сборники марийских песен включали только тексты, а не мелодии.
С 1919 года с марийской музыкой связал свою судьбу основоположник марийской профессиональной музыки Иван Степанович Ключников-Палантай. Замечательный хормейстер, фольклорист, создатель первого марийского хора, педагог-просветитель, он первостепенное внимание уделял созданию вокально-хоровых жанров. Композитор уделял большое внимание обработкам марийских народных песен и созданию оригинальных сочинений.
Дело основоположника марийской профессиональной музыки продолжили Я. А. Эшпай, Н. А. Сидушкин, А. И. Искандаров, К. Р. Гейст, К. А. Смирнов, Л. Н. Сахаров. Именно эти композиторы определили музыкальную жизнь Марийской республики с 1930-х годов. Ориентируясь на музыкальные запросы времени, они создавали обработки народных песен, произведения вокально-хорового жанра, массовые песни, сюиты.
Открытие в 1931 году музыкально-театрального техникума явилось важным шагом по пути развития профессионального музыкального образования в Марийской АССР. Именно это учебное заведение явилось основной кузницей кадров для молодого марийского профессионального искусства во всех его проявлениях: исполнительском, композиторском, научно-исследовательском.
Количественный рост композиторской общественности позволил организовать Союз композиторов Марийской АССР. 13 июля 1940 года увидело свет постановление № 607 Совета народных комиссаров Марийской АССР «О создании оргкомитета Союза советских композиторов Марийской АССР», в котором ставилась задача – в целях идейного объединения композиторов вокруг творческих задач и укрепления политического руководства музыкальным искусством, создать оргкомитет Союза композиторов Марийской АССР в составе Л. Н. Сахарова (председатель), Я. А. Эшпая, А. И. Искандарова.
15 июля 1940 года творческая организация композиторов Марийской республики была окончательно сформирована постановлением бюро Марийского обкома ВКП (б) «Об организации оргкомитета Союза советских композиторов республики». В том же году в творческую организацию вступил Н. А. Сидушкин, который с 1943 по 1952 годы возглавлял оргкомитет Союза композиторов республики. В 1942 году в оргкомитет Союза композиторов Марийской АССР вошёл К. А. Смирнов, а в 1945 году – К. Р. Гейст.
Увеличение численного состава творческой организации позволило возникнуть идее её реорганизации в Союз композиторов.
Развитие жанров марийской профессиональной музыки протекало в разные периоды неравномерно. Если в 1920-1930 годы большое значение имели вокально-хоровые жанры, массовая песня, сюита для симфонического оркестра, то с течением времени марийские композиторы освоили и крупные музыкальные жанры – оперу, балет, симфонию. При этом особенно важно отметить большую роль народной марийской песни в развитии марийской профессиональной музыки.
Все периоды непростой жизни марийской профессиональной музыки марийские композиторы опирались на традиции классиков мировой музыкальной культуры, хранили верность родному музыкальному фольклору, следовали заветам своих предшественников-музыкантов.
Эти замечательные качества марийской профессиональной музыки почувствовал и дал им высокую оценку музыкальный гений XX века Дмитрий Дмитриевич Шостакович, участвовавший в 1965 году в работе IV пленума Союза композиторов Марийской АССР.
Д. Шостакович прослушал на концертах симфоническую музыку А. Эшпая, А. Луппова, Э. Сапаева, К. Смирнова, кантату «Марий Эл» А. Искандарова и Л. Сахарова, марийские народные песни, хоровые и песенные сочинения, романсы. Выступая на пленуме, Д. Шостакович отметил: «…Композиторы в большинстве произведений стоят на хорошей, народной, мелодической песенной основе… Меня порадовал хороший вкус, который присутствует в произведениях… Композиторы продолжают великие традиции И. Ключникова-Палантая, Я. Эшпая в классической марийской музыке. Молодых композиторов следует призвать к дальнейшему развитию этих замечательных традиций».
Наряду с главной миссией – создавать художественные произведения – Союз содействовал творческому росту и развитию профессионального мастерства композиторов и музыкантов, принимал непосредственное участие в музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения.
В настоящее время музыкальная жизнь Республики Марий Эл интенсивно развивается. Продолжают свой творческий путь композиторы С. Н. Майков, А. К. Яшмолкин, А. В. Незнакин, В. М. Алексеев, В. Д. Кульшетов, В. А. Захаров, Э. А. Архипова, В. П. Данилов.
Благодаря Союзу композиторов Марий Эл музыкальная жизнь в республике полна ярких событий. Появляются новые имена, открываются удивительные факты из истории марийской музыки, сохраняется преемственность поколений в музыкальной культуре края. В Союзе композиторов РМЭ всего 14 человек (9 композиторов и 5 музыковедов), но этот творческий союз проводит всевозможные фестивали, конкурсы, презентации, встречи, концерты, мастер-классы.
Республика Марий Эл участвует в фестивалях «Марийская осень» и «Белая акация», в фестивалях музыки Поволжья и Приуралья, в «Зимних вечерах». Наши музыкальные деятели ставят своей целью познакомить широкую публику с произведениями мировой музыкальной классики и марийской профессиональной музыки.
В настоящее время председателем Союза композиторов Республики Марий Эл является марийский композитор, член Союза композиторов СССР (1979), лауреат Государственной премии имени Олыка Ипая (1990), Заслуженный деятель России (2004) Валерий Дмитриевич Кульшетов. В Марий Эл растёт новая творческая смена молодых талантов. Валерий Дмитриевич сам преподаёт композицию в Национальной президентской школе искусств, где занимаются одарённые дети со всей республики. Ребята со своими композициями выступают не только у себя в республике, но и за её пределами. Они участвуют в различных фестивалях, конкурсах и концертах.
Марийская музыка прошла сложный путь развития, представляющий собой последовательность подъёмов и спадов.
Путь марийской профессиональной музыки широк и светел. Впереди – новые композиторские имена, новые музыкальные произведения и будущие шедевры.
Излагая историю марийской музыки нельзя не вспомнить самых первых марийских композиторов, которые были её основоположниками.
Иван Степанович Ключников-Палантай (1886-1926) – первый марийский композитор, основоположник марийской профессиональной музыкальной культуры.
Родился 11 апреля в деревне Кокшамары Звениговского района, в большой крестьянской семье. В семье было пятеро детей – два брата и три сестры. Отец, Степан Петрович, был хлебопашцем. Мать, Анастасия Яковлевна, отличалась неплохими музыкальными способностями. Иван с детства обладал характером жизнерадостным, энергичным и волевым, который унаследовал от отца. А от матери он унаследовал большую музыкальность, искренность и чистоту души. Мальчик был рослым, крепким, с кудрявыми волосами. Рано научился играть на гармошке и гуслях.
Образование Иван получил разностороннее: Уфимское двухклассное училище (1904); Казанское музыкальное училище (1905-1906); Казанские регентские курсы (1907-1908) и Петербургская придворная капелла (регент 2 разряда) (1914-1915).
Свое композиторское творчество Иван Палантай развивал в двух направлениях – обработка народных песен и создание собственных произведений. В 1923 году Иван Степанович Ключников-Палантай организовал народный хор при педагогическом техникуме, заложив тем самым фундамент марийского профессионального хорового искусства. Для хора он писал обработки марийских народных песен и оригинальные сочинения песенного жанра. Самые известные хоровые сочинения композитора – «Кясле» («Гусли»), «Вядшц йога» («Воды текут»), «Йывырте» («Радуйся») – и сегодня являются жемчужинами марийской хоровой музыки. В дальнейшем жанр вокально-хоровой музыки получил широкое развитие в творчестве продолжателей традиций композитора – Я. А. Эшпая, А. И. Искандарова, Н. А. Сидушкина. В их произведениях расширилась тематика хоровой музыки, получили развитие новые жанровые разновидности.
На одном из концертов, который состоялся 1 марта 1926 года, прозвучала одна из последних песен «Йывырте», написанная Палантаем. Это было последнее выступление в жизни композитора. К этому времени он уже тяжело болел, был направлен на консультацию в Московский туберкулезный институт. 11 июня 1926 года на 41-м году жизни Ивана Степановича не стало.
Похоронен Иван Степанович на Ваганьковском кладбище Москвы, в 1972 году его прах был перезахоронен на Туруновском кладбище г. Йошкар-Олы. Его именем был назван Марийский техникум искусств (ныне Республиканский колледж культуры и искусств имени И. С. Палантая).
Именем основоположника марийской профессиональной музыкальной культуры названы улицы: в г. Йошкар-Оле и г. Волжске; колхозы в Сернурском (1930-е), Марий-Турекском (1950-е) и Параньгинском районах.
И. С. Ключникову-Палантаю установлены памятники в г. Йошкар-Оле и с. Кокшамары Звениговского района (родина композитора); в Йошкар-Оле открыт дом-музей; установлена мемориальная доска: ул. Советская, д.88.
Алексей Искандарович Искандаров (1906-1999) – композитор, педагог, общественный деятель. Родился 21 марта в деревне Ирсаево (Ирсайал) Мишкинского района Башкирии в музыкальной семье. Лучше всех пел его отец – Искандар. Его земляки вспоминали: «…если он запевал на одном конце деревни, было слышно на другом».
Алексей учился в начальной земской школе деревни Митряево. Затем поступил в двухклассное инородческое училище деревни Сахарово. Позже это училище реорганизуют в детский дом. Именно здесь происходит событие, которое можно считать важным: он впервые слышит хор, многоголосое хоровое пение. Оно производит на молодого человека неизгладимое впечатление. От своего учителя В. Г. Бекбулатова Алексей Искандаров впервые услышал о композиторе Иване Степановиче Ключникове-Палантае, который пишет марийские песни для хора. Песни этого композитора пел и хор детского дома, в том числе «Интернационал» на марийском языке в переложении Палантая.
В декабре 1920 года воспитанников старших классов детского дома везут на учёбу в Николо-Берёзовский педтехникум. Среди них был и Алексей Искандаров, а также известный в будущем марийский писатель Яныш Ялкайн. Эта дружба стала союзом двух творческих личностей.
В 1924 году техникум переводят в город Бирск. Здесь он встречается с замечательными людьми, марийскими учителями-просветителями, которые многим помогли в музыкальном становлении Алексея. Учитель музыки М. Е. Крылов обучал его игре на пианино. Директор педтехникума Л. Я. Мендияров лично знал композитора Ключникова-Палантая. Именно он в 1925 году дал денег на дорогу, рекомендательное письмо и отправил Алексея Искандарова в город Краснококшайск на учёбу к композитору Ключникову-Палантаю. Палантай принял его и рекомендовал серьёзно учиться музыке. Под его руководством Алексей прошел первоначальную школу дирижера-хормейстера, был старостой хора, приобрёл навыки практической работы. Общение с замечательным музыкантом явилось важной ступенью профессионального роста Алексея Искандарова.
После завершения учёбы Искандаров уезжает работать в Мари-Турекский район – учителем музыки в Нартасский сельскохозяйственный техникум. Однако мысль и желание стать профессиональным музыкантом не покидает Искандарова.
В 1928 году он поступает в Московскую государственную консерваторию на дирижерско-хоровой факультет и учится у таких мастеров хорового дирижирования, как П. К. Чесноков, Н. М. Данилин, А. В. Никольский, И. В. Способин, А. В. Александров. Во время учёбы будущий композитор начинает сочинять свои музыкальные произведения.
Большую популярность в 30-60-е годы получила песенная лирика и хоровые сочинения А. Искандарова («Не могу забыть», «Как мне быть», хоровые пейзажные зарисовки «В лесу», «Кукушка» и др.).
В 1933 году Алексей Искандарович организовал хоровую капеллу. В 1939 году она была реорганизована в Марийский ансамбль песни и пляски, которым руководил композитор до 1954 года.
В 1952-1956 годы А. Искандаров является председателем, а в 1956-1964 – ответственным секретарём Союза композиторов Марийской АССР.
Алексей Искандаров – автор более ста вокально-хоровых произведений, в том числе кантаты «Родной край» (совместно с Л. Сахаровым). Он – автор музыки к спектаклям Маргостеатра, шести песенных сборников. В течение жизни Алексей Искандарович записал и обработал более 200 марийских народных песен.
Его хоровые обработки отличаются яркостью звучания, картинностью (например, «Туп-дуб-дуб», «Звонкоголосая гармонь» и др.). Умер Алексей Искандарович Искандаров в Йошкар-Оле 2 января 1999 года..
Искандаров Алексей Искандарович является Заслуженным деятелем искусств МАССР (1942) и РСФСР (1960). Его именем названа Марийская государственная хоровая капелла (1994).
Кузьма Алексеевич Смирнов (1917-1963), композитор, фольклорист, родился 10 октября в деревне Шихмамат Медведевского района. Кузьма рос в крестьянской семье. После окончания Йошкар-Олинского музыкального училища поступил в Ленинградскую консерваторию, где учился с перерывами с 1938 по 1946 годы. Его педагогами в области композиции были профессор Х. С. Кушнарёв, Д. Д. Шостакович, Б. А. Арапов. Под воздействием Седьмой симфонии Д. Шостаковича Кузьма Алексеевич написал симфонию «Прерванное празднество» (1944-1947), ставшей первой симфонией в истории марийской музыки, но вслед за учителем был обвинён в формализме и модернизме, из-за чего не состоялось оркестровое исполнение этого произведения.
Во время работы в МарНИИ заведующим сектором искусств, затем – научным сотрудником по музыкальному фольклору (1943-1947), Смирнов много ездит по Марийской, Башкирской, Татарской республике, Кировской и Пермской областям с целью записи музыкального фольклора. Им было собрано и обработано около 700 марийских народных мелодий. В его архиве симфонические картины «Вечер в Морках», «Весна», Сернурская сюита, Вторая симфония и опера «Арслан» остались незавершёнными.
Музыка к драматическим спектаклям, романсы, произведения для фортепиано, для скрипки и фортепиано – таков далеко не полный перечень жанров, свидетельствующий о широте творческих интересов композитора. В 1951 году К. А. Смирнову было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Марийской АССР».
В начале 1960-х годов композитор испытывал душевные кризисы, связанные с творческой неудовлетворённостью, критикой администрации от культуры, семейными драмами, алкоголизмом – прервал жизнь самоубийством 29 декабря 1963 года.
В память о талантливом марийском композиторе и его вкладе в развитие марийского национального искусства в 1997 году Медведевской ДМШ было присвоено имя Кузьмы Алексеевича Смирнова.
Использованная литература:
- Артищева, Р. В. Союз композиторов Республики Марий Эл / Р. В. Артищева. – Йошкар-Ола : ООО ИПФ «СТРИНГ», 2015. – 66 с.
- Беседы о композиторах : очерки / составитель О. М. Герасимов. – Йошкар-Ола : Марийское книжное издательство, 2006. – 248 с.
- Марийская биографическая энциклопедия : 3849 имён в истории Марийского края и марийского народа / сост. В. А. Мочаев. – Йошкар-Ола : Марийс. биогр. центр, 2007. – 486 с.
Электронные ресурсы:
1. Марийские композиторы России – URL : https://studbooks.net/1069067/kulturologiya/mariyskie_kompozitory_rossii (дата обращения : 13. 07. 2020).
2. А музыка притаилась, уже в этом доме живёт – URL : https://gg12.ru/a-muzyka-pritailas-uzhe-v-etom-dome-zhivet/ (дата обращения : 13. 07. 2020).
3. Марийский композитор Иван Степанович Ключников-Палантай – URL : https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%20%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&lr=41 (дата обращения : 13. 07. 2020).
4. Иван Степанович Палантай (Ключников) – URL : https://inf/prezentaciya-na-temu-mariyskiy-kompozitor-klyuchnikovpalantay-451152.html (дата обращения : 13. 07. 2020).
5. Марийский композитор Кузьма Алексеевич Смирнов – URL : https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%20%D0%9A%D1%83%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B0%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%A1%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2&stype=image&lr=41&source=wiz (дата обращения : 14. 07. 2020).
6. Марийский композитор Алексей Искандарович Искандаров – URL : https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%20%D0%9A%D1%83%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B0%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%A1%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2&stype=image&lr=41&source=wiz (дата обращения : 14. 07. 2020).
7. Композитор Республики Марий Эл Валерий Кульшетов – URL : https://yandex.ru/images/search?text=%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%20%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&lr=41 (дата обращения : 14.07. 2020).
Н. В. Царегородцева, главный библиотекарь научно-методического отдела Национальной библиотеки им. С. Г. Чавайна
- 5042 просмотра